Category: праздники

Category was added automatically. Read all entries about "праздники".

День рождения

Сегодня моей страничке 15 лет...
Эх, как молоды мы были!

[далее дрожащим старческим голосом:]
Время летит все быстрее. Но почему с увеличением скорости его полета все сложнее поддерживать высоту?
Спасибо, что иногда почитываете, братцы! И сестрицы. И... ну, в общем, все.


Блин

Вот мне всегда разговоры про блины и «масленицу» казались каким-то пустозвонством и эрзацем. «Батюшка, а вы празднуете масленицу?», «Батюшка, а грех ли блины с начинкой, или правильно только круглые?». Тьфу ты…

А вот сегодня я что-то о. А. Кураева вспомнил и его предложение накормить «пусь» блинами… Пятницо!

Существует масса людей, которые не в состоянии распознать вкуса богословских абстракций и аромата Слова Божьего. И если человеку понравится хотя бы вкус блина, который вы ему предложите с любовью, то это… ничто, да, конечно… но все равно… это... здорово. Ребята, ведь живому же человеку – ВКУСНО!!
Есть люди, которые познают Бога сердцем, есть те, что умом. Есть те, что познают Его в опыте радости и благодати, а есть, что через несчастья и приключения в своей жизни. Попа – это тоже средство познания, знаете ли. Ну, или метод. Вашему ближнему не познать Бога через блины, но вашу любовь и благонамеренность – почему нет? Согласен, все это как-то через. Но.
Если по каким-то причинам еще нельзя разделить с человеком Хлеб Жизни, то пусть пока это будет блин. Да хоть что-то пусть будет между вами! Соглашайтесь, блин.

Слово стало Плотью

Дорогие отцы, братья и сестры!
От всей души поздравляю вас с Праздником Рождества Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пусть на жизненном небосклоне у каждого непременно сияет Вифлеемская звезда, ведущая к Яслям Спасителя – во тьме обстоятельств, сквозь тучи забот, чрез страхи и сомнения…

Желаю всем здравия и долгоденствия, духовных достижений, душевных открытий и материальных приобретений в наступившем новом году. Спасибо, что вы есть!

Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова. XVIII в. Из Барколабовского монастыря Могилевской обл.


Ваш во Христе,
прот. Сергий Лепин,
Минск - Раков, Беларусь
06.01.2017

У меня зазвонил телефон

Звонит журналистка и просит о помощи в составлении репортажа на тему Рождества и, в частности, о том, чем православные взгляды отличаются от католических по данному поводу. Нивапрос. Но выясняется, что речь идет не о Боговоплощении, не о Евангелии, не о богослужении, не о каких-то вероучительных вопросах. Мою собеседницу интересуют только такие проблемы как что класть на рождественский стол: сено или солому, сколько должно быть блюд, левой или правой ногой переступать порог хлева в сочельник и прочая хрень. Я вынужден был разочаровать собеседницу, сказав, что она обратилась не по адресу. Ей нужно связываться с институтом культуры –  это у них там целые кафедры по хреневедению и забабонологии, а также режиссуре паганских игрищ, которые, в отличие христианских богослужений, объявлены нематериальным культурным наследием белорусов. И пусть она даже не думает, что я консерватор и ригорист…

И, пользуясь случаем, так сказать… Языческие ритуалы и народные суеверия нуждаются в НАУЧНОМ исследовании, описании, каталогизировании… Но соответствующие кафедры не должны превращаться в языческие семинарии, выпускники которых проповедуют язычество, насаждают его в рамках своей НАУЧНОЙ и культурной светской деятельности, указывая на язычество как на «наше фсё».
Теоретически и языческие семинарии имеют право на существование, и язычники имеют право на свое конфессиональное образование и на проповедь своих взглядов, но есть нюансы… Давайте хотя бы язычество честно называть язычеством – только тогда всех станет ясно, что «народное», а что «христианское», и есть ли между тем и другим связь и какая.






На иллюстрациях: Рождественское колядование. На самом деле, с таким "Рождеством" никаких хэллоуинов не надо!

Одно и то же

Необычайно богатая православная литургическая традиция проявляет непонятное для меня однообразие в выборе евангельских текстов для богородичных праздников. Рождество Богородицы, Введение Ее во Храм, Успение, празднования в честь Ее икон...  – все время читается одно и тоже евангельское зачало, в котором повествуется о посещении Христом двух сестер Марфы и Марии и кратком диалоге Христа с «женщиной из народа». Притом какая связь двух этих фрагментов между собой, и почему между ними пропущено так много текста, по-видимому, предлагается ответить самим проповедникам – это непросто, но благо, что попыток на сие дается много раз в году.

Одно и то же! Уже не знаю, о чем говорить на проповеди. Неужели ничего нельзя было придумать? Этакая расточительная роскошь в ситуации, когда люди бывают в храмах только по праздникам!

Разделение Евангелия на зачала (фрагменты для чтения) рассчитано на ежедневное монастырское богослужение, за которым весь текст полностью вычитывался в течение года. Не знаю, как у вас, но у нас -- не монастырь! Мне кажется, что помимо привычного разделения на зачала, Богослужебной комиссии нужно разработать годичный круг воскресных чтений, который бы предполагал пусть и не вычитывание всех четырех Евангелий полностью, но их тематическое хронологические согласование – чтобы ВСЯ евангельская история могла быть преподнесенной и истолкованной в воскресные дни.

Ближний - он как суслик

Мария Египетская росла в бедной семье у благочестивых родителей в каком-то провинциальном египетском захолустье… Но ее так манили огни столичной Александрии! Она хотела для себя другой жизни – чужой. А своя ей не нравилась…

Расставив акценты таким образом, я не хочу сказать, что родившийся в деревне должен там и сгинуть. И не надо меня самого называть «понаехавшим»! Я на самом деле дауншифтер: из столицы мира Бобруйска начал долгий путь своих странствий, который однажды привел меня в Минск… Я просто хочу сказать, что у нас очень много проблем именно оттого, что мы не любим свою жизнь, а взыскуем ту, о которой читаем в интернетах, видим по ТВ, слышим от подруг…

Вот, любовь к ближнему предполагает любовь к себе. Именно как самого себя нужно любить тех, кто рядом с нами. Но мы не любим себя такими, какими мы есть на самом деле - мы любим себя воображаемых, галлюциногенных, кажущихся, а значит каких-то других. Следовательно, и вместо ближнего мы видим кого-то другого. И как результат: патетические вопрошания о том, как научиться любить ближнего. Так же, как мне стать космонавтом. Никак!  При таком раскладе это невозможно, что, собственно и порождает гнев, ненависть, злобу, раздражительность… Неумение видеть зло в своем сердце прямопропорционально неумению видеть добро в ближнем. Да и зло тоже.
А ведь ближний – это не только человек. Бог – Он тоже ближний, и причем самый-самый… Вы не чувствуете Его близость? Ну, извините! Если вы не видите "Ш" и "Б" в первой строчке, то забудьте тогда и про всякого иного ближнего – ближних у вас тоже нет. Нет для вас. Или так: вы их не видите, а они есть. Как суслик.

Не научившись совладать с малым, мы ищем большего. Кажется, что нам, профукавшим малое, никогда не удастся профукать большее – лишь бы большее оказалось достаточно большим. Но здесь мы себя явно недооцениваем: в мире нет ничего такого, что мы не смогли бы бездарно слить и прощелкать.

…Однажды Мария увидела группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, и присоединилась к ним -- но не с благочестивыми помыслами, а, по слову св. Димитрия Ростовского, «чтобы было больше с кем предаваться разврату»...
Измена Богу начинается с измены себе. Священное Писание слова «блуд» и «прелюбодеяние» без ограничений использует как метафору измены человека своему предназначению: следованию путем Божественной Любви… Если мы присоединились к Празднику Жизни Церкви не с благочестивыми помыслами, то… мы просто предаемся разврату. И то, что это происходит в Церкви, нисколько нас не извиняет, а напротив…

Свет во тьме светит

Если мы внимательно посмотрим на иконы Рождества Христова, то заметим, что, как правило, они изображают сюжет во тьме пещеры или вообще в темное время суток. Свет, излучаемый Богомладенцем, а также яркие лучи Вифлеемской звезды разрывают кромешную тьму — как бы во исполнение слов Писания: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5).

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Нет, это - не просто ночь, не просто отсутсвие дневного освещения! Эта тьма экзистенциальна. Она — символ страдания, смерти, лишений, бед, а вместе с этим и многовековой скорби человечества, ожидающего своего избавления от рабства греху и смерти.
Христос приходит к нам среди тьмы и холода для того, чтобы озарить нас светом Евангелия и согреть теплом любви. Он является в мир, лежащий во зле (см. 1 Ин. 5: 19), чтобы князь этого мира был изгнан вон (см. Ин. 5: 31) и человечество обрело свободу. На иконах Рождества тьма, наоборот, очень часто оказывается помещенной внутрь светлых деталей и оказывается как бы охваченной светом… Христос есть тот Свет, что однажды озарит даже ад. И если для ада это неизбежность, то для тебя - возможность.
Осветить и освятить - удивительно похожие глаголы (возможно  даже  родственные этимологически)...

С Праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа, дорогие мои! С новолетием вас! Пусть всё и и у всех будет хорошо. И этот год тоже когда-нибудь закончится...

Небезразличное

"Папа Римский Франциск сделал сегодня беспрецедентное заявление, призвав христиан Европы не праздновать Рождество из-за напряженной ситуации в сфере безопасности.
"Мы приближаемся к празднику Рождества, будут огни, вечеринки и наряженные елки, — сказал он. — Но я считаю немыслимым устраивать праздники в то время, когда весь мир погружен в войну"


Че, правда что ли? А ничего что Христос родился в окупированной стране, когда повсюду лилась кровь? Не верю. Наверное, Папа имел ввиду то, что меньше нужно рождественских распродаж, "джингл бенс", оленей и петард, а больше нужно молиться, поститься и слушать радио Ватикана? Надеюсь. Вот не считаю я их настолько чужими, что бы было мне безразлично...

В темноте все кошки серы

Крестовоздвижение – для меня особый праздник. Чем?
Мой предыдущий приход в Мизгирях Гродненской области Слонимского района (я там прослужил 11 лет) был освящен в честь апостолов Петра и Павла. Церковь – старая, ей более ста лет. Однако рядом с ней когда-то стояла церковь еще более древняя – Крестовоздвиженская. Ее разрушили большевики. Народ до сих пор почитает Крестовоздвижение как престольных праздник – пусть и второй.

Мой теперешний храм в Ракове Воложинского района Минской области освящен в честь Преображения Господня, плюс придел в честь св. Николая. Но когда-то здесь еще был и храм в честь Крестовоздвижения – на месте явления Раковской иконы Божией Матери… Жители Ракова особо чтут этот праздник. Мы имеем, кстати, большие планы на возрождение этой церквушки. Браму-звонницу мы уже восстановили, храм проектируется.

А на Крестовоздвижение к нам приезжал правящий архиерей. Епархиальный фотограф в отпуске, поэтому фотографии не айс. http://molod-eparchy.by/ru/component/k2/item/1250-episkop-pavel-sovershil-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-khrame-preobrazheniya-gospodnya-ag-rakov-volozhinskogo-blagochiniya

Во время праздника Воздвижения Креста Господня мы особенно прославляем Господа за Его Крестную Жертву, за Его любовь и страдания, которыми мы были искуплены. Тема Креста Господня рано или поздно разрешается в аккорд вопросов о личном крестоношении (см.: Мф. 16, 24) и сораспятии со Христом (см.: Гал.2:19-21), что в свою очередь делает актуальным вопрос об том, как найти свой собственный крест и не перепутать его с другим…

Согласно свидетельствам древних церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других, в процессе поиска Креста Господня выяснилось, что он находился где-то на том месте, на котором во время описываемых событий находилось капище Венеры – римской богини с развратным культом. Капище разрушили, раскопки продолжили. В конце концов было обнаружено три креста. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения...

Думаю, так и в нашей жизни: пока мы не разрушим капище наших страстей, многое нам будет непонятным и недоступным. Всегда приходится выбирать между чувственной «венериной» красотой со всем ее блеском и очарованием и… двумя скрещенными палками – этим бюджетным DIY-орудием страдания. И, разумеется, все ни к чему не приложенные кресты совершенно одинаковы…

Закурить не найдется?

Читаю отца А. Кураева, который использует заметку отца А. Волкова в ФБ как информационный повод для публичной декларации своего душевного здравия…

Я, конечно, понимаю, что при наличии соответствующего желания и навыка можно и до столба доколебаться, но… зачем это делать именно здесь и сейчас?
Есть же Праздник Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи, праздники в честь мучеников... У нас, в Беларуси, даже на Страстной седмице можно услышать поздравления типа «Со Страстной Средой!», «С Великой Пятницей!». Неужели так не приветствуют друг друга православные в Москве? Неужели для них это не праздники? А если приветствуют и если праздники, то почему нельзя обращаться друг к другу с какими-нибудь благопожеланиями по случаю начала войны?
Неужели отец протодьякон попал в ловушку родного языка? «Праздник» в русском языке происходит от «праздности» - т.е., пустоты и безделья. Разумеется, День памяти и скорби, если его праздничность понимать в русле такой этимологии, выглядит как некое недоразумение. Могу предположить, что у носителей русского языка могут по этому поводу возникать ложные ассоциации, связанные с воздушными шариками, скоморохами, водкой, порванными баянами, балалайками и цыганами с медведями – а они явно не уместны.
Белорусский язык имеет некоторую защиту от подобных недопониманий. Слово «праздник» по-белорусски звучит как «свята» - свято, т.е., святой или посвященный чему-либо день. Но, несмотря на это, с некоторым недопониманием в этом вопросе приходится сталкиваться и у нас: отдельных журналистов выбрасывает на синий экран, когда они читают, что 1000-летие со дня смерти князя Владимира есть праздник («а годовщина смерти тещи – тоже?»).
И рождение – «свята», и смерть - «свята». И начало войны, и ее конец…
Я полагаю, что даже отец Андрей не будет спорить о том, что сегодня «святой день», увековечивать который достойно и праведно в приветствиях, адресуемых друг другу - было бы желание и воля на бесконфликтное понимание, а если её нет, то… про столб я уже писал выше.