fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Noli me tangere

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20.17), - так ответил Иисус Марии Магдалине, явившись ей после Своего Воскресения.
Удивительно: а как же, Господи, к Тебе прикасаться тогда, когда Ты взойдешь к Отцу?

На это место обращали внимания наши Отцы. Далее я своими словами по их мотивам.
Например, блаж. Августин считает, что этот запрет нужно понимать в том смысле, что Магдалина не должна была прикасаться к Нему, как к человеку – руками и эмоциями. Она должна была получить истинную веру - которой пока не было ни у нее, ни у апостолов - веру в равенство Отца и Сына. Т.е. Христос хочет, чтоб Мария прикоснулась к Нему, как к Богу: верой и сердцем, что пока объективно и субъективно не возможно.
Св. Кирилл Александрийский, проводя параллель с ветхозаветным Пасхальным агнцем, тоже говорит, что как по закону Моисееву, запрещено было есть агнца всем необрезанным, так и теперь: необрезанные сердцем по истинной вере в Спасителя не могли прикасаться к Иисусу – истинному Агнцу Божиему, так как обрезание духовное совершает Дух Святый, только имеющий снизойти на верующих от Отца по молитвам Сына в день Пятидесятницы.
Св. Иоанн Златоуст видит в этих словах запрет этакого панибратства: дескать ребята, хватит Я стал, как один из вас, теперь ваша очередь – поднимайтесь, возноситесь до Меня, настало время выполнить заповедь Божию и стать святыми, так как Бог (Лев.11.44).
И здесь, наверное, вы все вспомнили про Фому! Я сейчас попытаюсь объяснить, что «Фома здесь ни при чем».
Действительно, Христос дал ему Себя «пощупать»: просто взял его пальцы и засунул в Свои Раны. НА! Доволен?
«Блаженны невидевшие и веровавшие». Обычно под «увидевшим и уверовавшим» подразумевают только Фому. Но это не правильно. Ведь все апостолы и женщины-мироносицы (с Магдалиной вкупе), уверовали, нечто (не)увидев. Т.е., все уверовали в Воскресение под давлением определенных фактов и обстоятельств (наприм.: Ин.20.9). И то, уверовав в Воскресение, никто еще не имел истинной веры, ибо только при Вознесении открылись сердца их к разумению Писания (Лк.24.45), а Духа получили еще позже.
Поэтому, блаженство невидевших не досталось ни одному из апостолов, но оно принадлежит всякому верующему в слово апостольское. Как Христос обещает Своим ученикам, что они больше чудес сотворят (Ин.14.12), чем Он, так, по сути, апостолы несут блаженство освящения для мира большее, чем обладали они сами! Церковь не только хранит, но и преумножает, и и кто не собирает со Христом, тот расточает (Мф.12.30).
Конечно, стоит упомянуть и о прямом понимании. Христос обличает веру «от очевидного» как ущербную. С одной стороны, хорошо, если хоть такая есть, но с другой стороны…
Рассмотрим пример. Dial-up – представим, что связь и Интернетом построена на отличной телефонной линии: станция новая, кабеля из качественной меди, модем супер… И? Выше теоретической пропускной способности этого способа соединения не прыгнешь – потолок известен. Если вас устраивает такая скорость – хорошо. Если нет – нужно искать другие форматы.
Так и вера от чудес и доказательств - она зависит от мира и его «пропускной способности» к очевидности (читай «к чуду»). Т.е., от того, что от нас зачастую не зависит. Эта вера начинает определяться очень многими факторами, что не может не вести к потере «качества» и «скорости сигнала», связующего Бога, человека и сам мир. Ведь, все же, мир не только указует на Бога, но и прячет Его. Вера невидевших – вера совершенно свободная от условностей этого мира и обуславливающая сам мир. Да и вопрос об очевидности очень скоро оборачивается предельной гносеологической проблемой, а по сути – вопросом веры. Не от чудес истинная вера происходит, а, напротив, чудеса должны происходить от веры. Очень многое должно совпасть в этом мире, чтоб Фома поверил…
Сегодня тебе нужно просто увидеть, завтра ты решишь, что видеть не достаточно и нужно пощупать… А что же ты придумаешь послезавтра? Мир способен озадачить человека той проблемой, решение которой он сам предложить не в состоянии: ведь на любой ответ может возникнуть еще вопрос и так до бесконечности. В принципе: от спасающей веры до ее «опытного доказательства» и простираются эта бесконечность вопросов и ответов… После дождичка в четверг.
И многое ли «наверишь», отталкиваясь только от этого мира – исковерканного грехом и пороком, тесного даже для отношения человека с человеком, не говоря уж про отношения человека и Бога? Религия в «пределах разума», а что не влезло – в «пределы морали»? Скучно…
Бог, послав Своего Сына, умершего, воскресшего и вознесшегося установил такую связь с человеком, что теперь не человек ждет (вспомните о ветхозаветном человечестве), пока загрузится исполнится пророчество, а Бог ждет, когда мы, наконец таки, откликнемся на его обращение, сформулируем свой запрос и нажмем на соответствующие «клавиши» своего сердца. Слабое место теперь – это не «связь», а мы, «ее пользователи». Непреображенные, необлекшиеся в Нового Человека мы.
Кстати, Льюис делает интересное замечание: мол, многие так говорят, как Фома (пока не увижу и т.п). Но даже если им и в самом деле явится Христос и скажет «Дай суда свой палец и всунь его в ребра мои», то они не в церковь пойдут на исповедь, а к психиатру на обследование. Ничто не может заставить человека верить. Только в вере\неверии человек совершенно свободен, и никакое чудо или иное доказательство не имеет над ним власти. Фома хотел верить. Его позиция – это важно! - ничего общего не имеет с «религиозным позитивизмом». Его неверие (и неверие других апостолов) сродни неверию человека в свое счастье, когда, ни с того ни с сего, на него обрушивается шквал радостных неожиданных событий.
Итак, пора закругляться. Ночь на дворе. Христос вознесся – самое время к Нему прикоснуться.
Ах, да, чуть не забыл. Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца (Деян.1.4). :)
Как всегда с опозданием, поздравляю вас с Праздником.
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments