fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Радуйся, Благодатная!

О событии Благовещения повествуется в Евангелии от Луки: "В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки веков, и Царству Его не будет конца". Мария в недоумении спросила: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел ответил Ей, что речь идет о чуде: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово". Тогда Мария со смирением сказала: "Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее ангел.
Однако, наши представления об этом удивительном событии сегодня находятся в зависимости не только от Евангельского повествования…
«Дополнительные» сведения мы находим уже в апокрифических «евангелиях». Так, согласно "Протоевангелию Иакова", описанному у Луки Благовещению предшествовало так называемое «Предблаговещение»: "И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с Тобой; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею Ангел Господень". Если согласно этому источнику эти два события следовали сразу, то, согласно "Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя" (т.н. "Евангелие псевдо-Матфея"), эти события разделяют три дня.
Сегодня нам уже не разобрать, что на что повлияло: предание на эти мутные источники или мутные источники на предание…


На этих картинках вы видите две церкви: одна греческая, построенная на источнике, от которого Мария черпала воду, а другая - латинская, занимающая площадь возведенных на этом месте ранее нескольких церквей: крестоносцев, до нее - византийской и даже еще более ранней - в стиле синагоги. Под кровлей этого храма находится и жилище Святого семейства. Кстати, в латинской церкви проводились раскопки, в результате которых были найдены образцы греческих рисунков с сюжетом "Радуйся, Благодатная", датируемые II веком.
История этих двух храмов имеет полторы тысячи лет… По словам житийного сборника 11 века, святая Елена, мать равноапостольного императора Константина, отправилась в Назарет и, "отыскав дом, в котором воспетая Богородица услышала от Архангела Гавриила: “Радуйся", построила здесь удивительный храм Всесвятой Богородицы". К этому же времени относится и возведение другого храма - на месте колодца, откуда Пресвятая Дева, как и другие назаретские женщины, черпала воду. По свидетельству блаженного Иеронима, пребывавшего в Палестине с 380 года до своей кончины в 420 году, в то время в Назарете было два храма, посвященных Благовещению: один на месте, где произошло Благовещение Деве Марии Архангелом Гавриилом, и другой - где жило Святое семейство.
Мы видим, что издревле эти два места были почитаемы, но, увы, это почитание иногда соотносилось с разными сюжетами. И естественно вопрос об «аутентичности» стал особо остро «благодаря» крестоносцам…
Богословы спорят об историчности «предблаговещения». Так, напрмер, епископ Волоколамский Арсений, ректор Московской Духовной Академии, побывавший в Назарете в 1900 году, размышляя на эту тему у назаретского колодезя, выразил такое мнение: “У греков есть предание о двух актах Благовещения: первое совершилось у источника, когда Богоматерь пришла к нему почерпнуть воды, именно на том месте, где стоим теперь мы; второе же Благовещение произошло по приходе Ее домой, когда Она стала на молитву. Если это предание и сомнительно, то, во всяком случае, достоверно, что Богоматерь непременно бывала у этого источника, так как он единственный в городе". С другой стороны, профессор Дмитриевский делает следующий вывод: “Вопрос о том, которое из двух традиционных мест Благовещения должно считать подлинным, католическое или греческое, решается, по нашему мнению, без особых затруднений - в пользу приемлемости обоих преданий - у колодца и в доме праведного Иосифа Обручника, преданий, с очень раннего времени перешедших и в церковную иконопись". А русский ученый-паломник Елисеев, посетивший Святую Землю в 1884 году, писал: “Оставим в стороне все эти пререкания, мало интересующие паломника, который верует не в место, а во Христа и поклоняется Распятому на всяком месте, независимо от того, как думают о том те или другие монахи"… И от себя дополню: «независимо от того, как думают о том те или другие и не-монахи»…
С Праздником!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments