fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Про Авраама и кота в мешке

Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим.4.3), и он наречен другом Божиим (Иак.2.23). Когда приводится пример Авраама, как правило, подразумевается его преданность, послушание, жертвенность.
И здесь уместно было бы поговорить о том, в чем заключалась эта жертвенность, что ИМЕННО было принесено Авраамом в жертву.
Конечно, это сокрушенный дух и сокрушенное сердце. Да. Трудно представить себе, с какой готовностью он уходит их Харрана. Он знает, что он оставил в доме отца своего, но он совершенно ничего не знает о том, что ему будет даровано. Он не знает куда идет (Евр.11.8), но идет, оставив все, что у него было до этого, теряя в пути дорогих ему людей. Он просто поверил. Его путь в Хорран прообразует и наш путь ко спасению. Все мы знаем, от чего отказались, когда выбрали Христа и согласились следовать Его призыву, хотя по немощи, вероятно, многое из того еще кажется для нас манящим и соблазнительным. Но знаем ли мы, что нам дает взамен Господь? Рай, Небесный Иерусалим, Вечная Жизнь, Прощение, Спасение…
А что все это такое? Это то, что Павел, однажды, будучи восхищенным, называет неизреченным, непересказуемым (2Кор.12.2) – скажем просто, непредставимым. Наши представления о Рае еще более скудны, чем представления Авраама о той славе, которая откроется ему в го потомстве в далеком будущем. В этом соблазн зла: дьявол очень хороший менеджер, его предложения всегда просты и понятны и реализуемы сиеминутно: все ЭТО дам Тебе, если, пав, поклонишься мне… Но известно ли вам, дорогие друзья, что-нибудь о том, на что Бог, указуя рукой, мог бы сказать "вот ЭТО я дам тебе"? Нет, ибо вера есть уверенность в невидимом (Евр.11.1). Бог не хочет ограничивать Свою беспредельную любовь к человеку конечными человеческими представлениями о любви, поэтому Он дает нам не то максимальное, что мы можем представить, а то, что Он желает нам дать – то, что и на ум и сердце человеку не приходило, и прийти не может.
Царство Божье уподоблялось разным вещам, как в самом Писании, так и в трудах многих проповедников, но здесь я его уподобляю коту в мешке. Только вера и ничего более не способно оправдать наш риск и подвигнуть к заключению завета, (договора или сделки – как еще можно перевести это слово) с Богом у купели Крещения. Никакая земная перспектива не способна придать подобному рода ва-банку хоть какой бы то ни было смысл. Здесь и известное всем вам "пари Паскаля", и здесь же, если позволите, экзистенциалистский "риск верить".
Дал ли Бог Землю Аврааму? Ни на стопу ноги! (Деян.7.5). И это еще не все: "Сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле лет четыреста…(Деян.7.6)". Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь (Пс.33.20). Но избавление это эсхатологического плана - "Авраам, долготерпев, получил обещанное"(Евр.6.15). "Ни на стопу ноги" Деяний кажется противоречием относительно "получил обещанное" послания к Евреям. Кажется.
На какого рода избавление рассчитывает Авраам, когда ведет своего сына Исаака на заклание? "Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам", - говорит он двум своим слугам, восходя на гору. Как он думает вернуться? К сожалению, автор послания к Евреям не дает нам исчерпывающих объяснений даже тогда, года пишет: "Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить (Евр.11.19). Стоит обратить особое внимание на последние стихи 11-ой главы: после перечисления скорбей верующих говорится: "Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ (Евр.11.38-40). И в самом деле, если бы Авраам, как это может показаться из 19-го стиха, думал, что ничего не теряет, то в чем же тогда была его жертва? Овен? Нет, он был только видимой формой невидимого содержания жертвы.
Этот момент является кульминацией истории Авраама. Даже в лишении его жизнь приобрела нехитрую, но весьма ценную размеренность – как бытовую, так и религиозную (размеренности эти принципиально не отделимы в архаическом мировоззрении). Обетования, данные ему Богом, осмысленные им, породили в его сознании своего рода догматы: он знал, во что верит и на что надеется, у него зрели собственные планы на будущее. Авраам был призван на служение, но как велик соблазн захотеть, чтобы Бог послужил тебе - по принципу "услуга за услугу"!
Редко замечают в жертве Авраама один, на мой взгляд, немаловажный аспект. Он принес во всесожжение все прошлое понимание своих отношений с Богом, свою "догматику", неотделимый от нее расчет на семейное счастье, свое мировоззрение – он принес в жертву ВСЕГО СЕБЯ, а это больше, чем если бы ему пришлось пожертвовать даже своим сыном. Праотец наш принес в жертву то, что оставалось при себе, на пример, у мучеников, даже тогда, когда, палачи, убивая их детей, тщетно пытались добиться отречения…
Бог оказался несравнимо выше того откровения, которым располагал Авраам, а "догмат" оказался для него дверью в Небо, захлопнувшейся не перед его носом, как для многих из нас, а за его спиной. Догмат, вера – это не то, что должно стоять между Богом и человеком – это то, что должно их соединять. Вера не может служить панцирем каких-либо гарантий, успокоением.
Я не верю в ту веру, которая является решением всех проблем – вера есть все эти проблемы жизни вместе взятые. Она – сама жизнь.

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments