fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

этнополитическое

А сегодня я расскажу вам одну интересную историю из Библии. Речь пойдет об Исааке и Ревекке... Так, тихо всем! Кому не интересно, прошу выйти из класса!!!
Рахиль страдала бесплодием, что приносило множество огорчений супругам. Двадцать лет как женаты, а деток нет. Библия говорит, что Исаак много молился о своей жене, чтоб та принесла ему потомство. И Бог услышал его: Ревекка зачала сразу двойню! Беременность была, судя по всему, нелегкой: младенцы «в утробе ее стали биться». Ревекка даже начала причитать: «Если так будет, то для чего мне это?». Вот так, сначала просим у Бога, а потом скулим, когда получаем… Но, все же, это был не обыкновенный каприз беременной. Она поняла, что младенцы не просто причиняют ей привычное для беременных беспокойство, а то, что они дерутся между собой! Как будущую мать, ее совсем не грела мысль о том, что ее сыновья будут врагами - а именно так ее материнскому сердцу все и предвиделось. Что все это значит? Он пошла спросить об этом у Бога…
И Бог ответил: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Тревожным опасениям Ревекки, похоже, суждено было сбыться. Бог – не УЗИ, Он никогда не ошибается.
«И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков»…
Братья росли, не испытывая друг ко другу особо нежных чувств. Исав стал искусным охотником – этаким мачо, не страдающим излишней любовью к поэзии и цветочкам на подоконнике. Симпатии Исаака, как отца, были на стороне Исава: «дичь его была по вкусу его». Иаков же был полной противоположностью: он был маменькиным сынком: человеком «кротким, живущим в шатрах». Иакова, соответственно, особо любила Ревекка – не знаю, может, оттого, что тот помогал ей мыть посуду, но, думаю, он не делал даже этого.
Вот таких два сына: один прост, как грабли, а другой хитрый, как змей…
А дальше - всем известная история... Исав приходит с охоты донельзя уставший и проголодавшийся. И вот видит своего брата, аппетитно уплетающего чечевичную похлебку. Исав, видать, такого не употребляет в пищу – он даже не знает, как называется то, что ест его брат. Но у него нет сил разделать добычу и приготовить себе мясо. И он обращается к Иакову: «Дай мне поесть этого. Ну, вот этого, красного!». А тот и рад. Ну, как же не пойти навстречу брату-двойняшке? Иаков говорит Исаву: «Продай мне теперь же свое первородство». Как говорится, в кредит и совсем не дорого.
Исав, напомню, был сильно голоден и несильно умен. Он жил сегодняшним днем и реальной считал только наступившую проблему. Боюсь, что его не интересовали не только стихи и цветочки, но и философия: он не задумывался о связи между словом и бытием. Какие разговоры о каком первородстве могут быть? Он верил только в факты. А факт здесь только один: он – первый, и он - сильный! Почему б какие-то вымышленные сумасбродные идейки своего братца не продать самому же братцу с реальной, а не воображаемой, пользой для себя? От этого ведь ничего не изменится – клянись или не клянись... Очень многие философы, увы, поступили бы точно также. Ценности иногда очень просто конвертируются в цену. Исав согласился, не задумываясь. Легко!
«И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство».
Позже, совсем состарившись и ослепнув, и, понимая, что час его близок, Исаак призвал к себе Исава и сказал: «Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру».
А Ревекка все слышала… Исав, радостный, уходит на охоту, а она берет домашнюю козлятину, готовит ее по вкусу своего супруга и, подговорив своего любимчика, обматывает его шкурами (чтоб сымитировать косматость Исава) и отправляет под благословенье к Исааку. Напомню, что это не просто благословение, но еще и определенная передача полномочий родового старшинства, которые, как правило, коррелировали с правом первородства. Иаков не уверен и боится навлечь на себя проклятье, вместо благословения, но, заручившись гарантией матери, что та, если что, возьмет проклятие на себя, он решается на обман…
И его не разоблачили. Иаков заполучил то благословение, которое причиталось его старшему брату. Вот эти слова: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!».
И тут на пороге появляется счастливый, ничего не подозревающий Исав… Старый отец понял, что его обманули. «И вострепетал Исаак весьма великим трепетом», но благословение свое отозвать не решился. Необратимость слова, как таинства. С горечью он говорит Исаву, показывая на Иакова: «Он и будет благословен». У меня сжимается сердце, и мне кажется, что я слышу отчаянный вопль Исава: «Отец мой! благослови и меня!!!!!!!! Неужели ты не оставил и мне благословения?». Он уже даже не требует отмены благословения Иакова – он просто хочет, чтоб и ему досталось хоть что-то от слова своего родителя.
«Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой!» Но Исаак молчал. О чем он думал, и что творилось на душе у старца – трудно представить. Исав же рыдал вслух, как ребенок. Мачо тоже плачут.
Но прошло несколько тягостных минут…
«И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; БУДЕТ ЖЕ ВРЕМЯ, КОГДА ВОСПРОТИВИШЬСЯ И СВЕРГНЕШЬ ИГО ЕГО С ВЫИ ТВОЕЙ». Почему я это выделил, станет ясно позже.
Казалось бы, еще ничто не исключает хэппиэнда, но когда этот хэпиенд еще будет?! Ведь это же -бравый парень Исав, и он не может ждать до завтра: «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего». Зная, что его души ищет брат его, Иаков убегает в Месопотамию к родственникам матери – где он и встретит свою большую любовь, о которой мы не так давно уже писали…

А теперь -- немного морали.
Традиционно считается, что Иаков – отец еврейского народа. А кто тогда такой Исав, прозванный Едомом?
В прямом смысле от Исава произошли едомитяне – народы, населявшие «землю Едома» (некоторая часть Синайского полуострова и Аравии). Или эта земля во времена Исаака была не такой, как сейчас, или благословение Исава сбылось не вполне: Эдом (Едом) - горный и песчаный регион, «от тука земли» которого прокормиться нельзя. История «братского» взаимоотношений иудейского и эдомских государств – отдельная долгая история, и мы не будем о ней говорить здесь.
Только что шла речь о прямом смысле того, что значит быть потомком Иакова и Исава. Но смыслы есть еще и «непрямые». Если с Иаковым все и так понятно, то с Исавом… Для «чистоты эксперимента» я отвлекусь от святоотеческих писаний, и обращу ваше внимание на… иудейских авторов. Давайте откроем Еврейскую энциклопедию и прочитаем. Сядьте поудобнее. Оказывается, «Едом» в талмудической и раввинской литературе пренебрежительно относят как к римлянам в общем, так и к христиан в частности. Эта риторика, видать, была разоблачена гоями, и тогда слово «Едом» раввины стали в своих писаниях заменять на другие эпитеты. Иногда его заменяли на слово «хазир», что значи «свинья»… Турки тоже христиан отождествляли с римлянами, но, правда, не знаю, как там обстоят дела со свиньями.
А теперь вернемся к пророчеству Исаака об Исаве, которые я выше выделил прописными буквами. Оно исполнилось: Исав сверг иго своего хитрого брата – именно это обозначает и переход христианства от иудейских рамок к римской вселенскости. Кончилось благословение потомков Иакова по плоти, и Бог устроил Себе Новый Израиль Духа, в котором "нет ни иудея, ни эллина"... А значит, правда, и едомитянина...
Этот моментик я и хотел подметить, собственно. Извиняюсь, если заставил вас поскучать. Многа букаф, все-таки, для такого маленького моментика.
:)
Tags: 7-40, Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →