fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

капитал

Я не стану пересказывать всю притчу о талантах (см.: Мф. 25.14-30). Я обращу внимание своих читателей только на слова самооправдания зарывшего свой талант раба: «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал…». Поскольку притча собой указывает на определенные взаимоотношения Бога и человека, то естественно возникает вопрос: а на сколько подобное высказывание может быть отнесено к Богу? Вроде бы, ни на сколько: все, что мы ни имеем «посеяно» и «рассыпано» Богом. И не жестокий Он, ибо в любви нет жестокости…
Однако, господин в притче так отвечает на слова негодного раба, если коротко: «Ты знал, что я такой, так почему же...?» и т.д.
Что это может значить?..
Обычно проповедники, толкуя народу Божиему эту притчу, сводят все к теме праздности, беспечности, духовной лени и нежелании раскрытий и приумножений духовных дарований – и все это справедливо, ибо Христос устами господина называет беспечного раба ленивым. Однако он называет его еще и лукавым. В чем оно – это лукавство?

Писание говорит: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.37). Кто как мудрствует, того так и судят. Бог ждет от нас последовательности. Он рассчитывает на то, что мы, будем честны, как минимум, сами с собой. Зачем эта «честность во лжи»? Если мы честно живем по своим заблуждениям (как оно потом выяснится), то у нас есть все шансы быть выведенными Божественной - не знаю - Десницей ли или Шуйцей, но на Свет. Ведь если зло заставить быть последовательным, то оно само себя изобличит.

Бог иногда соглашается с теми определениями и правилами, которые придумывают люди. Только нужно быть готовым однажды быть судимым собственной совестью, по своим же законам. «Хорошо, ты ТАК думал обо мне, ну так покажи мне дела от твоей веры». Ведь «просто верить», как известно – не мешки таскать. Если твоя вера не имплицирует никаких дел (обобщим этим словом), то, воистину, не все ли равно, как верить? А если нет разницы, как верить, то есть ли разница между верой и неверием? Вот где лукавство.
Думаю, что только тогда, когда мы предстанем пред Богом, нам по-настоящему станет понятно, что значит «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11.30). Оглянувшись на свою жизнь, мы поймем, что все, что мы, лелея себя и жалея, избирали для себя сами, руководствуясь лишь своей слабостью, на самом деле было лишь бременем неудобоносимым, а не легким. Одному, чтоб это понять, достаточно одного таланта, а другому даже два мало, и ему надобно дать пять…

Негодный раб подумал, что так ему проще «отделаться» от господина. И ошибся. Можете тоже провести эксперимент. Одолжите следующую сумму: минимальную заработную плату помножьте на двенадцать, а потом - и еще на 17 (именно столько представлял собой талант) и зарыть его где-нибудь на краю своей деревни. Может, вам повезет больше, и «по долгом времени» произойдет обвал всех валют мира и вы, спустя некоторый срок, выкопаете увеличившуюся сумму и, отдав проценты, на остаток будете жить всю оставшуюся жизнь...

Лентяю только показалось, что он вернул ту сумму, что брал. Как показывает практика, деньги редко остаются теми же, без дополнительных затрат, и чем длиннее срок, тем вернее это правило. От энтропии в экономике к энтропии духа. Это если уж не говорить о том, что не вырученная прибыль есть тоже убыток. Да и с чего такому работнику зарплату начислять? Гнать во тьму кромешную…

Не думайте, что если вы имеете пять талантов, то вы чем-то лучше, чем те у кого их только два или один. Святость очень часто безыскусна и проста. Иногда один больше пяти – малое, что превосходит большее.
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments