fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Пленный плен

Весь пасхальный период мы с вами в соответствующих песнопениях прославляли Христа, как того, кто Своей «смертью смерть попрал». И вот уже настал День Вознесения Господня, посвященный воспоминаниям об одноимённом евангельском событии, в котором Христос, «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4, 8).
Я специально привел именно эту фразу из послания к Ефесянам. Формально она весьма подобна тропарю Пасхи (или тропарь – ей): я обратил на это внимание тогда, когда читал толкования свт. Феофана Затворника. Христос пленил плен – разумеется, «пленом», в котором Он оказался в результате Боговоплощения. Размышление над этим парадоксом и будут представлять следующие ниже строки.

1. Многие из последовавших за Христом иудеев соблазнялись и отпадали от Него в последующем – услышав от Него нечто, казавшееся им крайне неприемлемым: «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?... С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:60, 66). Что это за слова? Это Его слова о Нем Самом. Слова о Себе, как о сошедшем с небес Хлебе Жизни, как Сущем «прежде нежели Авраам» – и все прочие выражения, которые так или иначе касались темы Боговоплощения.
Иудеи ожидали Мессию, но личность Мессии понималась ими в строгом отличении от Бога. Мессия в их ожиданиях – так сказать, «просто непростой человек», на котором в избытке почивает Сила и Премудрость Бога, дающие ему возможность обеспечить вечное и безграничное торжество Израиля, а никак не «бесславную» погибель на кресте. Соединение Бога и человека в одном лице и, стало быть, неразличение Творца и творения (мнимое), виделись евреям богохульством, несовместимым с принципами даже абстрактного монотеизма, не говоря уж о религии Моисея конкретно – это то, что «не влезало ни в какие иудаистские ворота»… Это, как мы знаем, обернулось для Иисуса не только потерей многих учеников, но и в последующем развитии событий стоило Ему жизни (см.: Ин.10:33).

2. В эпоху эллинизма среди язычников получил особое распространение взгляд на природу человека, как на трагичное и противоестественное сочетание души и тела. Как говорили древние, «σῶμα σῆμα» – т.е., «плоть – темница». Притом сам Гомер, к которому восходит эта максима, первоначально использует слово «сома» для обозначения не просто тела, а именно трупа, для которого, собственно, могила и есть лучшее место.
Изначальный наивный греческий позитивчик в отношении к миру подменяется сперва настороженным, а после и опасливым отношением. Уже для Платона (V в. д.н.э) видимый, осязаемый космос предстает темницей и мрачной пещерой, в которой вынуждена находиться человеческая душа. Этот великий философ, говоря, что «именно душа – это человек», и что «ни тело, ни целое, состоящее из тела и души, не есть человек», представляет человека узником материи и ее вечного тлена, понимаемой как некий аналог библейской «скверны».
В более поздние времена, в которых уже активно проповедовалось Слово Божие, Плотин (III в.) называет космос «трупом, вечно пребывающим в своей красоте», и учит, что «Природа материи дурна настолько, что не только находящееся в ней, но даже все то, что обращает к ней свой взор, мгновенно наполняется всем ее злом. Ибо она – совершенно непричастна благу». Плотин признавался, что ему стыдно жить в теле, которое лишает его возможности созерцания и приобщения к сверхчувственному миру. В целом, цивилизация, погибающая в стремлении к роскоши и извращениям, в лице своих видных интеллектуалов проповедовала развоплощение и всякая мысль о Боговоплощении казалась им не иначе как своего рода «сатанизмом». Воплощение, согласно их точки зрения – это грехопадение. А иоанновское «о λογος σαρξ εγενετο» (Логос, т.е. «Слово стало Плотью», см.: Ин.1:14) – так это вообще «за гранью вменяемости». Здесь подразумевается , что Христос не просто стал σῶμα – каким-то там телом, материей («тонкой», «высшей», «чистейшей», «светлой», «иной» ипр.), а именно σαρξ – плотью, «мясом». Тут уже эллинам не могло не захотеться взяться за камни. Бог, всеблагость, единство и единственность которого уже подозревали и языческие авторы, «не мог» стать узником плоти – это, с точки зрения эллинов, безумие и… все то же богохульство, которое вменяли христианам иудеи, хоть и по «другой статье».

Эти два соображения и нужно иметь ввиду при толковании «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23). Тема «соблазна» и «безумия» раскрывает себя не только на примере воплощения и смерти Спасителя, но на примере воплощения и вознесения Его, и вышеприведенная цитата из Еф. 4, 8 тому подтверждение.

Как говорил свт. Афанасий Великий, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» - Бог очеловечился, чтобы мы обожествились. Бог принимает на себя всю полноту человеческой природы, которая состоит из души и тела, не для того, чтобы утратить Свое Божество или умалиться в нем, а для того, что возвеличить человеческую природу (и душу, и тело). Господь нисходит на землю для того, чтобы возвести человечество на Небо. «Пленение» Бога человеческим телом (и душой) оказалось спасительным для человеков – вопреки всем расчетам сатаны, который считал немощную плоть человека «играющей» на своей стороне и привычно делал ставки на неё. Христос, словно ледокол, проходит первым от земли на Небо тем путем, которого до этого вообще не существовало – если учесть, что Рай, некогда утраченный Адамом и Евой, бесконечно блекл и тускл по сравнению с тем, что Христос добыл Своей Кровью. Значит и Христос восходит на Небо не тем путем, которым были низринуты наши Прародители, но тем, которым Он придет во второй раз, и тем, которым предлагается пройти всем верующим в Него.
Христос не только уготовал нам путь, но и своим Вознесением дал «дары человекам» – оставил «схроны» на всем пути со всем необходимым для нас. Плоть, согласно свт. Григорию Паламе, теперь не оскверняет нас, а делает нас выше ангелов: ведь не они, а мы теперь во Христа крестимся и облекаемся; не они, а мы теперь становимся членами Его Тела; не они, а мы теперь причащаемся Тела и Крови Христа – и все эти дары возможны для нас в силу того, что мы имеем не только душу, но и тело. Не нужно забывать, конечно, что начало греха в душе человека, но, тем не менее, тело из залога погибели благодаря Бговоплощению, Смерти, Воскресению и Вознесению превратилось в возможность нашего спасения, а само наличие тела стало определять наличие возможности покаяния.

И не забывайте, Господь наш Иисус Христос возносится на Небо для того, чтобы умолить Своего Отца ниспослать нам Духа Святого (см.: Ин. 14:16). Это вообще одна из главных целей миссии Господа, которая была реализована в День Пятидесятницы. Как пишет св. Иустин (Попович), только «Святой Пятидесятницей Боговоплощение доведено до полноты: при первом сошествии Дух Святой совершает в Святой Деве воплощение Бога Слова, и Бог Слово делается Богочеловеком и навсегда Им остается в Своем Теле; при втором Своем сошествии, в день Пятидесятницы, Дух Святой сходит на Богочеловеческое Тело и навсегда остается в этом Теле, которое есть Церковь».

Фактически путь Христа на Небо начался с момента Его Воплощения (т.е., с Рождества Его) – через Голгофу. Именно страдния Его суть и начала Его прославления. И нам бы тоже как-нибудь если и не вознестись со Христом на Небо, то, хотя бы, приподняться вместе с Ним – над лукавством  времен и над миром, который во зле лежит. Хоть чуть-чуть. Не первый день ведь на свте живем – уже пора!

Tags: логотея, праздничное
Subscribe

  • Женщина и человек

    Там-сям приходится сталкиваться с упоминаниями про когда-то давно случившийся какой-то церковный собор, на котором, якобы, решался вопрос о том,…

  • Лучше меньше, да лучше

    «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.…

  • Про грекофильство на Руси

    «Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария»,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments