fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Энтропия любви


  • И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф.24:1-13).




Ирод Великий постарался на славу: Иерусалимский храм выглядел потрясно! Храм, если бы он сохранился до наших дней, и сегодня поразил бы всякого виды видавшего туриста. Что уж там говорить про времена Иисуса и апостолов, прибывших сюда из провинциальной Галилеи…
Ученики, как дети, спешили поделиться своей радостью со Христом: смотри! смотри! смотри… Но Господь был в совершенно другом настроении: скоро все это превратится в развалины -- Христос знал об этом и сказал об этом Своим спутникам. Тут апостолы и погасли, и на этом разговор, по-видимому, и закончился. Но вопросы остались…

Храм был сердцевиной жизни всех иудеев. Он им казался вечным, поскольку, согласно пророчеству Аггея, во Второй Храм придет Мессия: «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славой… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир…» (Агг 2:6-9). Теперь мы, христиане, знаем, что Желаемый Мессия – это и есть Иисус, но в это верили не все, а если и верили, то выводы делали неверные…

Спустя какое-то время, некоторые апостолы решились снова обратиться к своему Учителю. Марк называет имена этих смельчаков: Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (см.: Мк.13:3) … Они спросили прямо о том, когда случится это несчастье. Мы не знаем, что сказал им Иисус, но мы знаем, что пророчество сбылось через 30 лет. Храм был разрушен, город уничтожен, его центральная площадь была демонстративно перепахана волами, все жители были убиты или проданы в рабство.
Ученики также спросили о том, каковы признаки конца света. Почему? С чего это вдруг? Апостолы связывали перспективу разрушения Храма только с концом света (по-другому это просто не вмещалось в их сознании), но, по-видимому, Христос дал понять, что разрушение Храма – это еще не конец. Любые наши представления о конце не конечны, так сказать. И вообще, можем ли мы представить нечто такое, хуже чего ничего уже не может быть (нечто обратное ансельмовскому "quo nihil majus cogitari possit")? Ладно, мы до конца так и не узнаем, что это такое: дно, но тогда, хотя бы, что его предвещает?

Изобилие лжемессий и лжепророков – лжеучителей. Таковых хватало всегда, но, вероятно, засилье псевдорелигиозной лжи будет иметь какую-то связь с военной угрозой и самой войной и каким-то количественным и качественным образом объяснять специфику и уникальность как вселенского кровопролития, так и последующих за ним гуманитарной и природной катастроф. Все перевоюют со всеми, и однажды имеющиеся противоречия между государствами, классами, сословиями, корпорациями, отдельными людьми будут решены так, что все будут говорить «мир и безопасность» (см.: 1Фесс.5:3). Компромисс между всеми будет обеспечен тем, что уцелевшие и помирившиеся единодушно обратятся против Христа и Его Церкви – их назначат во всем виноватыми. Ненависть к ним будет всеобщей консолидирующей силой. Это время чудовищных беззаконий, массового прельщения, предательства и отречения.
Но вершиной знамений приблизившегося конца, все же, Господь называет не все перечисленные несчастья, а… охладевшую во многих любовь! Сам неостывший и претерпевший холод иного – только тот и спасется. Ибо он не прельстился, не предал, не отрекся – не соблазнился…

Нужно обратить внимание на удивительный тематический переход: Храмы – развалины – духовной запустение – нелюбовь… Что я имею ввиду?

Кажись, где-то у архиепископ Иоанн (Шаховского) я встречал размышления на тему, как в России могло случиться то, что случилось: было столько великолепных храмов и монастырей, но едва ли не все они были разрушены и осквернены? Он предлагает такой ответ: святыни наши были построены руками беззаконных на деньги, не выплаченные рабочим, не пожертвованные вдовицам, отобранные у нищего, ради гордыни и тщеславия и прочее в этом духе… Руки беззаконных это все построили – руки беззаконных это все и разрушили…

Обратите внимание: Господь в Свое время ради любви к человечеству смирился и пришел в «Храм Ирода», приходила туда и Его Мать, Его ученики... Это здорово обнадеживает и, я бы сказал, вдохновляет! И в ретроперспективе, в свете понимания пророчеств нам совершенно очевидно, что нынче нет смысла плакать о «Храме Ирода». Да мы, в конце концов, построим много новых и прекрасных, так что Ирод будет нервно курить в сторонке. Но все же... если подумать о будущем: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18.8b) – не у меня, а у самого Христа есть печальные предчувствия по этому поводу: видимо, несоблазнившихся будет не очень много. Их нужно будет поискать.

Потому, что любовь должна проявлять себя во всем (ибо без нее все есть ничто), но она не должна превращаться во чтобы то ни было, перерождаться и вырождаться, становиться чем-то иным, кроме себя.

Tags: логотея, политика, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment