fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Внешняя тьма


  • "Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных". (Мф.22,1-14)



В «Библейской энциклопедии» арх. Никифора мы можем прочитать о том, что брачная одежда в богатых домах всегда предлагалась хозяевами для гостей  – видать, как мы сегодня предлагаем им тапочки. «Доселе еще существует обычай у восточных князей приготовлять особую одежду для своих гостей» - пишет названный автор (книга издана в 1891 году). Об этом же написано и в «Полном и подробном Библейском Словаре к русской канонической Библии» Вихлявцева (2003).
Ни у кого из древних толкователей я не находил подобной мысли, но охотно верю, что все было именно так. А в нашем случае и не могло быть по-другому: ведь речь идет именно о царской свадьбе, а не о массовом кормлении бомжей пропадающими продуктами. Тамада должен был сделать все, чтобы праздник был праздником. Это объясняет суть требования к случайному бедному человеку, который будучи призванным, откликнулся, но был извергнут за неподобающий вид. Не царь жесток, а гость, не пожелавший привести себя в порядок, немного оборзел.

Я не буду сейчас распространятся о символизме всей притчи… Я просто обращу ваше дражайшее внимание на то, что под пиром подразумевается Праздник веры: единение со Христом в Его Церкви. Брачная одежда – одеяние праведности, все те изменения, которые предполагает покаяние-метанойя – обращение и готовность принять приглашение на Пир.
Блаженный Феофилакт Болгарский подмечает, что под человеком в небрачных одеждах понимаются те, кто «думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных». И в самом деле, среди нас много таких, кто не желает воспользоваться теми возможностями, которые нам предлагает Господь через Церковь, хотя каждый может сохранять с ней какие-то, иногда весьма поверхностные, связи. Таковые из нас думают, что лучший подарок – это они сами и в таком состоянии, в каком они есть, ведь они все из себя такие уникальные и неповторимые! Им не нужно меняться – напротив, измениться должны все вокруг, отказавшись от своего догматизма, доминирования и навязывания – как только сегодня ни называют «книжничество и фарисейство»! Они обращаются к Церкви не для того, чтобы измениться самим, а для того, чтобы изменять Церковь. Им не нужна брачная одежда – Они и так достаточно сиятельны.
И если в нашей притче непереоблаченный гость молча ел пил и ни к кому не приставал, то сегодня уже его коллег такая роль не устраивает: они требуют, чтобы все вокруг одевались как они, болели за ту же команду, что и они, ходили с такими же флагами, как у них, пели только те песни, что нравятся им. Они неосмотрительно заигрываются и не замечают сами, как начинают думать о том, что Пир Агнца – это их личная вечеринка.
Но придет Царь и спросит. А они не ответят – и даже не потому, что им стыдно и нечего сказать в свое оправдание. А потому, что сам Царь не окажется достойным их компетентного ответа. Свт. Феофан Затворник говорит, что на Страшном суде Господь не будет искать, как осудить, а наоборот – как оправдать людей, за что. Если бы была хоть какая-то возможность оставить неблагодарного гостя на празднике, если бы тот действительно выказал хоть какую-то пригодность к диалогу (вдруг у него было объяснение: не хотел переводить чистую одежду хозяев, например) или сокрушение, то все было бы иначе…
Льюис не святой, но мне очень нравится его мысль, в которой он говорит о том, что на Страшном суде грешник со всей ненавистью набросится с осуждением как на ближнего, так и на самого Бога – грешник же похож на сатану, дела которого он творил. Нераскаянный грешник будет осуждать Бога, а Бог будет пытаться ответить ему на его обвинения и свидетельствовать Своими Ранами как о Своей любви, так и о том, что тот не прав и, возможно, у него еще есть шанс все изменить. Но в итоге и Бог окажется "недостойным" для некоторых грешников – как сейчас "недостойной" высочайшего внимания многих грешников оказывается Церковь.

И вот вчера как раз в церковном календаре отмечалась память свт. Киприана Карфагенского, который в своем трактате «О единстве Церкви» сказал неспроста: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь»… Внешняя тьма, в которую бросают таких гостей -- это то, откуда они приходят на Пир...

В общем, все у нас вокруг особенные, один я как все.

Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments