fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

На Моисеевом седалище


  • "Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.23:1-11).


...На троне Давида – еще один Ирод. Но не лучшим образом обстояли дела и с духовной властью: и ее захватили негодяи. И вот как быть, если власть – не важно какая: светская или духовная –призывает к соблюдению и деланию закона, но при этом сама преступна и беззаконна? Что делать с той властью, которая только для народа придумывает неисполняемую тяжесть обязательств, а сама палец о палец не ударит для того, чтобы выполнить хотя бы то, что не так-то сложно и выполнить? Как быт с тем, кто призывает других патриотически затянуть пояса, смириться, лечь спать голодным и отказаться от возмездия, а сам просто тупеет от безнаказанности и впадает в жесточайшую депрессию оттого, что имеет только один рот и один афедрон? Как быть с тем, кто и на пьянках – в президиуме, и в синагогах – первый на полиелеях?

Наверное, все ждали от Христа какое-то радикальное, революционное предложение по теме: типа, а не послать ли их всех куда подальше? Ну, вилы, косы всякие? А может, выбрать себе других учителей, отцов, наставников и объявить самостийность и автокефалию от всех нехороших людей? Ведь отличный же повод!



Но Господь велел иначе – и не потому, что он не хочет, чтобы с властью все было хорошо, а потому, что… с властью не может быть все хорошо. Видать, такова ее неустранимая конструктивная особенность. Как учение Христа нельзя использовать для создания теории гравитации или увеличения количества надоев, так, по-видимому, оно не может являться и политической утилитой. Христос отказывается от земного царства (и не раз!) и ограничивается лишь тем, что указывает на необходимость просто соблюдать требования властей – до тех пор, пока они законны.
Заметьте, у Иисуса в данном случае (но не всегда!) не было претензий к законности духовной власти. Нужно делать так, как учат ее обладатели, но не делать так, как они: сами учат, а не исполняют.
Почему же Христос отказывается от каких-то реформ? Не знаю, вполне возможно, он видел, что любые разговоры о власти вообще не имеют никакого отношения к истине и справедливости. Именно поэтому Он здесь противопоставляет Себя всему. Подлинная власть – у Христа, и с ней все в порядке. Он один для всех тех, кто ищет правды, истины и справедливости – Его одного для этого достаточно и другого не будет.
Достаточно не вообще, конечно, а только лишь "в пределах религии", где требуются какие-то высшие нравственные санкции с отсылом на авторитет Божественного Откровения. Христос отказывается решать не принципиальные для Его миссии вопросы, какими бы они злободневными ни были. Царство Христа не от мира сего, но это, конечно же, не значит, что в этом мире не существует царств. Боритесь, выдвигайтесь, избирайте и будьте избранными, если угодно, но не путайте, как говорят, Божий дар с яичницей.

В принципе, те эволюционные преимущества, которые актуальны в сем мире в борьбе за власть и прочие ресурсы, совсем не актуальны ТАМ и даже напротив: они, скорее, отягощают. Может быть, именно поэтому на троне оказывается в основном ироды, а на Моисеевом седалище – книжники и фарисеи.Часто, но не всегда, слава Богу.

Tags: логотея, политика, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments