fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Фиговая листва


  • «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите» (Мф.21:18-21)


Евангелист Марк дополняет, что «еще не время было [собирания] смокв» (Мк.11:13)...
Пошел как-то Штирлиц в лес за грибами. Искал, искал - не нашел. «М-да, не сезон»,- подумал Штирлиц и провалился в сугроб. Обывателю наша евангельская история может чем-то напомнить именно этот анекдот: ну в самом же деле, ведь не время смокв! На что рассчитывал Господь, и… что это за странная реакция на отсутствие грибов в феврале?
Скажу сразу: большинство толкователей сразу уходило в аллегории, прообразы и иносказания. Мне всегда этого было мало – я хотел разобраться в «ботанической» части, поскольку верил, что прояснение ее смысла сделает более понятной эмоцию Иисуса. Просто размышления про «чудо разрушения» меня не вдохновляли. Если вас мучает та же проблема, то я попробую вам сегодня помочь. Поехали!

Многие виды инжира на самом деле плодоносят дважды в год (некоторые говорят, что и три - смотря как считать). Первый урожай таких видов известен под названием бреба (или брева); он появляется осенью и вызревает весной-летом следующего года: плоды находятся на одеревенелых побегах прошлого сезона под новыми листьями). Основной урожай зреет в пазухах листьев на зеленых побегах текущего сезона. В жарких регионах (от климатической зоны 10) оба урожая инжира вызревают: бреба в конце весны начале лета, а основной урожай – в конце лета и середине осени. В более холодных регионах бреба часто не успевают вызревать, не имеют пищевого значения, но могут здорово выручить умирающего от голода путника. В культуре такую бребу обрывают – она не только бесперспективна, но еще и затягивает созревание основного урожая или уменьшает его количество. Следует отметить, что большая часть урожая бреба опадает с деревьев инжира сама по себе, не пережив зиму. Имеются такие сорта инжира, у которых в некоторых условиях вызревания качество и количество бребы некоторым образом свидетельствует о качестве и количестве основного урожая – в том смысле, что полное отсутствие бребы не есть хорошо. В любом случае в Израильских широтах урожай бреба скромный, но часто представляет собой большой и сладкий инжир, созревающий в то время, когда ни одно другое дерево ещё не даёт плодов, что, наверняка радует, как апельсины – под Новый год в СССР.
Всё!

Взор взалкавшего Иисуса привлекает дикорастущее фиговое деревце (инжир), которое своей зеленью обещало какой-никакой плод – несезонный, ранний, но на «старой» ветке. Христос очень рассчитывал на это деревце: Ему не нужно было многого, и вполне возможно, что Он был бы удовлетворен наличием самого неказистого плода, но нет. Цветущая зелень, зазывающая издалека, при ближайшем рассмотрении оказалась пустой. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что смоковница подверглась проклятию именно за то, что вводила в заблуждение своей зеленью (там вполне могло быть и множество других смоковниц, но без листьев): «На смоковнице листья являются обычно после плодов (той самой бребы - S.L.), а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было».

Ну а дальше уже и начинаются иносказания и их толкования. Здесь важно вспомнить об одной притче – она тоже о смоковнице (она же фига и инжир). «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк.13:6-9).

Под смоковницей комментаторы подразумевали Ветхий Израиль. К условному моменту истории в целом и жизни Иисуса Христа в частности (речь идет о последних днях земной жизни Спасителя), Израиль должен был принести хоть какой-то плод покаяния и веры. Господь три с лишним года проповедует «смоковнице», в надежде удобряя, но не встречает ничего, кроме обманчивой зелени. Все соки, вся энергия ушла во всякого рода ботву. Напомню, что в книге Бытия сказано, что фиговый лист использовался Адамом и Евой для прикрытия своей  падшей наготы. Эту же наготу, вопреки всем ожиданиям, фиговая листва прикрывает и сейчас: поднимаешь листок, а там... задница. И Христос произносит свой суд…
Ученики пока мало думают о прообразах, а просто удивляются чуду – произвольно вызванной гибели дерева… И Господь говорит, что как раз в этом нет ничего удивительного: если имеете веру, то сможете делать не только такие мелочи, но и горы переставлять. А если не будете иметь? Про это не сказано, но, наверное, сами уподобитесь иссушенному дереву и\или сброшенной в море горе.

И… Ветхий Израиль иссох. Спустя некоторое, но продолжительное, время после Своего Воскресения, Вознесения на Небо и ниспослания Духа исполняется пророчество Иисуса окончательно: никто уже более не смог вкусить от старой ветви: Иерусалимский храм был разрушен, его священство перестало соблюдать себя и исчезло. Иудейский корень, к которому были привиты ветви многих народов, иссяк. И сегодня есть церкви латинские, греческие, коптские, армянские, сирийские и какие угодно еще, но еврейских – нету, а сама суббота, обрезание и кашрут сначала были названы необязательными для неевреев, потом – ненужными и необязательными ни для кого, а еще позже – и вовсе запрещены для всех. Так, уже 29-е правило Лаодикийского Собора (360 год) говорит по этому поводу следующее: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати (т. е. работать) им в сей день: а в день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа».
Такой расклад тоже кажется удивительным и несправедливым: почему всем можно (пусть и гипотетически – всем), а евреям нельзя иметь своего обряда даже в теории? Наверное, по той же причине, по которой обдирают бребу…

Впрочем, и это, вероятно, до времени – «пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет [т.е., обещание, договор, обязательство – S.L.] им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны»(Рим.11:26-29, но прочтите всю главу). Впрочем, полагаю, здесь будет наоборот: уже иудейская ветвь будет привита «языческому» корню. Но во Христе перемена мест слагаемых не влияет на результат.

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments