fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Ибо нет власти не от Бога - 4

Поскольку сегодня народ - это источник власти, а сама власть, согласно Конституции, "осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений", то самое время задать вопрос, каким образом Церковь и духовенство участвуют в этом управлении. Для поиска ответов на этот вопрос мы должны будет продолжить изучение Основ Социальной концепции РПЦ, а также документа, под длинным названием "Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах" . И снова небольшой дайджест.

1. Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления, выдвигаться и быть избранными и пр. – это не запрещено на общегражданском уровне, но клирики должны самоограничиться в рамках внутренней церковной дисциплины.
2. Священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним в политическая борьбе, предвыборной агитации, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров. При этом допускается наличие различных политических убеждений (личных) среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания. Но ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в участии в народных волеизъявлениях путем голосования.
3. В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным организациям, созданным на основе различных политических доктрин и взглядов. Эти организации, стремясь организовать жизнь общества согласно политическим убеждениям своих членов, имеют одной из своих целей достижение, удержание или реформирование власти в государстве. Т.е., наличие политической борьбы (борьбы за власть), которая обеспечивается наличием в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений и разнодействующих интересов – это нормально, если борьба ведется нравственно оправданными методами.
4. Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне.
5. Что касается мирян, то ничто не препятствует им в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову. Организации православных христиан не должны носить характера тайных обществ, предполагающих исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации в ходе консультаций с церковным Священноначалием и даже на исповеди. В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.
6. Важное примечание. Миряне, работающие в общецерковных учреждениях, не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах и участвовать в деятельности политических партий без благословения Патриарха и Священного Синода, а миряне, работающие в епархиальных учреждениях, и учащиеся духовных школ — без благословения епархиального архиерея.

P.S. В общем, те, кто с зацикленной ссылкой на Рим.13 пытается отрицать допустимость мирной борьбы за власть в рамках политического процесса, категорически не правы. Можно и даже нужно. Потому что отсутствие политического процесса в обществе являет собой... отсутствие власти (народа), что, как мы с вами выяснили в предыдущих сериях, плохо, поелику обнаруживает ситуацию предосудительного безвластия. Если всякая власть от Бога, то власть народа - это тоже власть со всеми вытекающими последствиями. Во времена апостола было хорошо известно, что такое демократия, и Павел, если бы посчитал это нужным, предусмотрел бы соответствующие исключения.

Tags: политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments