fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Ибо нет власти не от Бога - 3

Итак, мы бегло просмотрели сущность проблемы понимания первой части тринадцатой главы Послания к Римлянам. Но теперь – от теории к практике. Давайте рассмотрим, что говорит РПЦ о своих отношениях с властью и государством – то, как преломляются слова апостола в нашем социальном учении.
Конечно же, в первую очередь, мы поговорим об «Основах социальной концепции РПЦ» (2000 г.). Я отмечу только главные мысли (сокращенно и в произвольном порядке).



1. Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Но христиане имеют право на национальную самобытность, национальное самовыражение. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Патриотизм православного христианина проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны и сохранение природы, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание, но дистанцироваться от агрессивного национализма, ксенофобии, национальной исключительности, межэтнической вражды, полаганием нации на место Бога или низведения веры до одного из аспектов национального самосознания.

2. Церковь как богочеловеческий организм входит в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Возникновение государства – предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления во избежание большего греха средствами мирской власти. Государство благословляется Богом как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха.

3. Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2). Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. Сама власть также не вправе асболютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей.

4. Церковь имеет собственную власть – духовную. Она взаимно ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

5. Если первоначально государство возникло как инструмент утверждения в обществе божественного закона, то провозглашаемая ныне свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами. Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом.

6. Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни.

7. Церковь учит о наличии у каждого человека личностных прав - внутренней автономии, на которое никакая власть не в праве претендовать. Идея прав личности основана на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием, как онтологически свободном существе. «Рассмотри окружающее тебя, — пишет преподобный Антоний Египетский, — и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, и всегда содержи сие в мысли твоей. Почему, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они и мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною и она вольна поступать как хочет — хорошо или худо».

8. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому сообществу.

9. Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, заявляет о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин.
Tags: политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment