fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Ибо нет власти не от Бога - 2

Давайте сегодня опять вернемся к «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). С исагогической частью мы немного поработали, теперь – начнем с текстологии.
Πᾶσα ψυχὴ ἐξουσίαις ὑπερεχούσαις ὑποτασσέσθω. οὐ γὰρ ἔστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ θεοῦ, αἱ δὲ
οὖσαι ὑπὸ θεοῦ τεταγμέναι εἰσίν. Дословно: «Всякая душа властям преобладающим пусть подчиняется (помещается ниже, ставится на второе место, укрывается за). Не ведь есть власть если не от (под, через, у) Бога».

Славянский текст, который часто похож на гугл-перевод, следует греческому синтаксису чуть ли не буквально: «Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть». Технически, при наличии ориентировки на определенный результат, получившееся можно понять как указание на то, что «если не от Бога, то не власть», но это будет попыткой найти нужное значение в неправильном переводе, противоречащем общей мысли апостола Павла в 13 главе, из которой следует, что власти таки нужно повиноваться – не какой-то гипотетической, а той, что была: римской, некошерной и враждебной к его народу. В римской власти не было никакого признака, который делал бы ее более достойной послушания, чем все остальные власти  – напротив, именно она была для римских евреев-христиан чем-то самым одиозным. Апостол развивает свою мысль на самом сложном, болезненном и «неприятном» примере: у него было римское гражданство, но у всех его читателей – не факт.

Теперь к истолкованию – к экзегетике.
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Власти учреждены от Бога... Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти... Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношей, между начальником и подчинённым, между учителем и учеником... А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка... Ведь от властей для государств бывают бесчисленные блага: если упразднить их, всё погибнет и не устоят ни города, ни сёла, ни дома, ни торжище и ничто другое, но всё ниспровергнется, так как более сильные поглотят более слабых...».
А вот что говорит св. Исидор Пелусиот: «Но если какой беззаконник захватит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но что попущено ему… сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание…». Т.е., некоторая власть является от Бога в том смысле, в каком смысле от Бога происходят болезни – т.е., в иносказательном (Бог не является источником зла).
Итак, речь в указанном фрагменте Писания не идет о конкретных лицах и должностях, речь идет о феномене власти вообще, во всем многообразии ее проявления. Христианство не дает человеку права на произвол и беззаконие. Св. Василий Великий учит нас: «Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия», что полностью соответствует словам Писания, в которых говорится: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). На этом мы сконцентрируемся чуть позже.

Герменевтика.
Сам апостол объясняет, что он имеет ввиду, для чего именно мы должны оказывать в почтении власти ив чем именно: в соблюдении себя от всего того, что противно не только Закону Божиему, но и законам этой власти: не делай зло – не боишься Бога, то остерегайся тогда меча. Очень важное замечание апостола: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые». Занятые чем? Там перечислено, наказанием тех, кто делает зло: не возвращает долги, посягает на чужих жен, убивает, крадет, лжесвидетельствует… Вот, в чем власть, все остальное – отсебятина власти, не относящееся к ее сути, охраняемой христианским благоговением. В этом действительно нужно повиноваться власти не только из-за страха уголовного наказания, а по совести – ведь этого требует и Евангелие. Власть «от Бога» в том смысле, в котором ее требование совпадают с требованиями Закона Божия. Если ты выполняешь заповеди (не убиваешь, не крадешь и пр..), то наличие или отсутствие власти превращается для тебя только в вопрос о твоей личной неприкосновенности от тех, кто не знает Закона Божьего или знает его плохо.

Здесь важно озаботиться и тем, что значит «от Бога». Что бы это ни значило, это не подразумевает то, что власть есть Бог, что она на все имеет право. Это даже не значит то, что и в том, на что она неоспоримо имеет право, она безошибочна и все ее действия и решения божественны (безошибочны) даже в границах ее прямой компетенции.
Архимандрит Иануарий (Ивлев) делает важное замечание: процитированный фрагмент является обоюдоострым в своей неудобности: он ограничивает не только подчиненных, но и власти, которые обожествляли себя и считали себя высшим источником права и на все претензии типа «Вы что там совсем охренели?» отвечали «Да, а что?». Батюшка подчеркивает, что власть должна знать свое место – она не от Бога, а ПОД Богом.

Кстати, такое понимание очень актуально в ситуации, где по закону «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета… является народ», который «осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» (Конституция РБ, статья 3), а сама «Демократия (т.е, власть народа – S.L.)… осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений» (Конституция РБ, статья 4). Т.е., где лицо, обладающее всеми внешними преимуществами, оказывается лишь слугой народа – госслужащим, полномочия которого ограничены не только Правдой Божией, но и главенствующим над ним Законом, источником которого он самолично не является. В этой ситуации, нам по-прежнему нельзя воровать, убивать лжесвидетельствовать, не отдавать долги. Плюс сюда добавляется то, что слуги народа становятся обязанными народу, власть которого над ними – от Бога, имеет признаки сакральности, согласно словам апостола Павла. И требования народа в качестве носителя власти к своим слугам тоже должны знать свой предел: быть взвешенными Законом Бога. Отдельно взятый гражданин в праве не выполнять приказы, противные заповедям. Но должно быть верным и обратное: требовать от власти противное Богу он тоже не имеет никакого права, а слуги народа не обязаны выполнять антихристианские требования народа как источника власти. Вот такой красивенький кружочек. Абсолютизм является неприемлемым ни с какой стороны.
«Многообразия политических институтов, идеологий и мнений» - по Конституции, это основа нынешней действующей власти (народа). Все, что препятствует этому многообразию, противно Божественному установлению и влечет на себя осуждение, согласно Апостолу.

Апостол Павел не искал легких путей, не ищу их и я. Я теперь тоже задам себе вопрос, который часто задают в подобных ситуациях. А власть всяких гитлеровцев (в прямом и переносном смысле) на оккупированных территориях – это власть?
Вы удивитесь, но…
Определение оккупации и обязательств оккупирующей державы приводится в Положении о законах и обычаях сухопутной войны, находящемся в приложении к Гаагской конвенции, где детально изложены права и обязанности военной власти на территории неприятельского государства. Международное право предусматривает сохранение прав населения на оккупированных территориях – в том числе и в вопросах их права на судебную защиту. Если кратко, то оккупант обязан сохранить уголовный суд, и обеспечить правопорядок, неприкосновенность жизни и имущества лиц, находящихся на подконтрольной территории – там, где он располагает для этого возможностями.
Т.е., воровать, насиловать, грабить, не возвращать долги – нельзя было и при фашистах. У фашистов на этот случай тоже был «меч» - после падения Гитлера новые власти оставили в силе приговоры по уголовным делам, вынесенные прежде.
https://slovar-gumanitarnogo-prava.org/content/article/4/okkupirovannaia-territoriia/

Tags: Библия, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment