fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Оскомина

Наказывает ли Господь детей за грехи родителей? И да, и нет. Как так, спросите вы. А вот так! Так говорит Господь: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6). Обратите внимание, что здесь сказано: Бог наказывает не просто детей грешных родителей, а тех детей таковых, которые ненавидят Бога – т.е., тех, кто переняли вражду против Неба от своих родителей. Речь не идет о наказании невинных детей.

Поэтому у пророка Иезекииля мы и читаем: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез.18:19-30). Если Бог и наказывает за грехи родителей, то не иначе как потому, что дети бывают к ним причастны -- к грехам. Этот вывод вполне согласен с толкованиями святых отцов: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» (св. Ефрем Сирин); Бог наказывает детей грещников «Не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху, а потому и достойны того, чтобы им терпеть одинаковые наказания» (св. Иоанн Златоуст).

Люди в те далекие времена еще ничего не знали о том, как работают наследственные механизмы, но они уже тогда подмечали, что дети похожи на своих родителей не только цветом глаз, но еще и… своим нутром. А еще иногда детям приходится страдать от ошибок своих родителей, которые им в наследство оставляют плохое воспитание, подорванное здоровье, денежные долги, разоренные имения, растерзанную родину, позорное имя… Именно в этом смысле нужно понимать пословицу, приводимую пророком Иеремией: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер.31:29-30).

Наши чада наследуют не только наши способности к рисованию или любовь к математике, но – и наши греховные склонности. Глобально это и можно назвать первородным грехом: наследственной удобопреклонностью ко злу. Бог не накажет нас только лишь за то, что мы склонны к какому-то конкретному греху (например, к лжесвидетельству) в силу своей наследственности, воспитания и гнетущих обстоятельств. Но если мы актуализируем эту склонность, то таки да – накажет. И (или) нерешенные духовные проблемы, мы передадим своим детям – разумеется, с их умножением.

Каждый раз, выбирая между тем и другим, мы выбираем нечто большее, чем то и другое: в этом момент происходит ветвление: выбираемое оказывается не целью, а только лишь условием. IF-THEN-ELSE.

Наши потомки наследуют (если наследуют!) от нас Церковь и Родину. Помните об этом и не жрите кислое.

Tags: логотея, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments