fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

О вечности

Я знал заранее о том, что для того, чтобы понимать красоту храма Святой Софии в Константинополе (ака Стамбуле), нужно немного разбираться в теме. Я готовился к встрече с храмом, изучал матчасть и, казалось, был во всеоружии. Но…
Оказавшись возле того, что осталось от прежней Ἁγία Σοφία, я тоже погрузился в немое недоумение и горькое разочарование. Я переоценил себя.

Мне нравится копаться в своих чувствах задним числом, и я много потом думал, почему оно так вышло.
С одной стороны, это дикое уродство, которое налепили завоеватели вокруг: оно и издалека выглядит страшно, а вблизи… с этими следами от опалубки и в этом ублюдочном цвете… Брр.
А с другой стороны… У меня возникли ассоциации с изнасилованной женщиной – может, она до того, как стать жертвой, и была самой красивой, но сейчас, утратившая всякий смысл в своем существовании, уставившаяся в одну точку и вяло реагирующая на внешние раздражители, она вызывает к себе самые разные чувства, но не восхищение.

К тому моменту, как я попал в сам храм, во мне уже было все поломано и исковеркано. Оказавшись внутри, мне даже не захотелось перекреститься. Хотя я, надев рясу, был исполнен всякой решимости и даже на всякий пожарный заучил текст-объяснялку для полиции. Но тут не то что решимость – тут всякое желание пропало! Это ужасно…
Но более ужасными были другие мои открытия...

Друзья, даже если турки снисходительно отдадут храм христианам и разрешат на нем поставить кресты, то это вряд ли выправит ситуацию: напротив, это еще больше… усугубит ее, унизив и оскорбив поверженный эллинский дух: мол, враг настолько укрепился, что может позволить себе ироническое снисхождение. «Нате, малыши! Играйтесь, ха-ха-ха». Всякий чувствующий момент должен понимать: чтобы получить «прежнюю» Софию, ее нужно только отбить. Отбить – и именно в том качестве, в котором она была завоевана: не просто как самый грандиозных храм, а как аутентичный символ Византийской империи. Теоретически можно построить сколько угодно прекрасных храмов и еще более прекрасных, но… София для греческого националиста одна и другой быть не может. Это своего рода знамя. Казалось бы, всегда можно сшить другое знамя, вместо захваченного – делов то! – но есть нюансы, правда?

И те «пророчества» про «русый народ», который должен (просто обязан!) освободить этот храм и непременно передать грекам – это не пророчества, а сказки, которые придумали греки, для того, чтобы втягивать развесивших уши русских в войны против турок, коварно вложив им в сердца идею соответствующего исторического предназначения. Наверняка, рассказывая эти «предания» русским, греки держали фигу в кармане, будучи хитро уверенными в том, что они в последний момент смогут дело обернуть так, что это будет выглядеть не как акт любезной передачи трофея бедненьким несчастненьким братьям, а как приношение должного, как акт служения северных варваров возрождающейся империи эллинов. Но они просчитались: взрощенная греками русская исключительность чем дальше, тем больше будет их разочаровывать...

И сам дух этих «пророчеств»… Может, я что-то пропустил, но я не помню, чтобы в них говорилось о массовом обращении местного населения ко Христу, которое будет логическим предшествованием возвращения этого строения Церкви. Речь идет именно о «массовом» восстановлении империи, которая должна включить в себя Рим и Иерусалим, истребив одну треть турок-мусульман (сегодня это 27 миллионов человек!), одну треть изгнав и еще одну треть обратив. Какими потерями реализация этой перспективы обернётся для русских никто даже не пророчествует - а чего их считать: ведь грекам очень-очень надо, а русских, как известно, бабы еще нарожают. Мы видим, что «царство христиан» рассчитывает на то, что оно придет с силой извне, а не изнутри. Любой ценой, и цена эта обещает быть ужасной!  Вы меня извините, дорогие греки, но сюжет ваших дивных мечт уж здорово напоминает еврейские легенды о приходе «мошиаха» и не вызывает у меня ни малейшего сочувствия. Не мое дело советовать, конечно, но... турецким грекам лучше иметь реальные виды борьбы за свои религиозные и национальные права, чем келейно под одеялом тешить нынешнее свое историческое ничтожество мифами – сомнительными не только в научно-политическом плане, но и нравственно-христианском.

Турки, наверное, все взвесили и дают себе отчет в том, что возобновление существования св. Софии в качестве мечети вызовет антитурецкие и антиисламские настроения по всему миру, но, я все же напомню, что речь уже давно не идет о храме Божьем. Айя-София, являясь драгоценнейшим памятником культуры и поверженным символом византийского имперства, уже больше пятисот лет не является церковью – как и в свое время обращенные в храмы идольские капища больше не являются языческими культовыми сооружениями. А если так, то какая разница, что на куполе бывшей Софии – да хоть минора, тамга или фаравахар.

И немного морали. Храм Божий должен быть только храмом и только Божьим. Храм может быть воздвигнут только в честь Божьей Победы и во славу Его Величия. Все другое - это профанация. А профанция - разновидность поминовения имени Божия всуе или святотатство (присваивание себе Божьего). Превращая возводимый храм в еще какой-нибудь «символ» – тем более символ нашего величия или наших побед – мы собственными же руками помещаем его в очередь под снос. Ведь победы и величия рано или поздно сменяются поражениями и несчастьями. Так было у всех, в том числе и у греков, победы и завоевания которых были неоспоримыми, а империя которых, согласно всем пророчествам местных старцев, обещала быть вечной.

Tags: логотея, политика, читая прессу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments