fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Если, то


  • Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы (Мф.8:1-4).

Прокаженный формулирует свою просьбу очень интересным образом: «Если хочешь, то очисти». Что это значит? Толкователи понимали это двояко (как минимум). Например, Зигабен и блж. Иероним ставили акцент не на условности, а на атрубутивности слов прокаженного: он просто такими словами излагает Иисусу свою веру в то, что Тот может его ицелить. «Ты можешь» – это не позволение на исцеление, а исповедание его возможности.
Но преп. Ефрем Сирин видели в этом именно условие: «Быть может, Он (так же) соблюдает закон, как Елисей, который не вышел к Нееману» (4 Цар. 5:9-11). Моисеев Закон запрещает здоровому Иисусу приближаться и прикасаться к прокаженному – это осознается и Тем, и другим, поэтому условная форма выражения здесь вполне соответствует сущности выражаемого: «Если Ты, Господи, вдруг посчитаешь возможным поступить вопреки правилам, то и я готов». И сегодня тоже возможны такие ситуации, когда безнадежно больные пациенты выражают согласие на участие в деонтологически неоднозначных экспериментах. Да и, в конце концов, не всех же мертвых воскресил Иисус, и не все больные Его времени стали здоровыми. Чудо имеет выборочный характер и явно не случайный. Оно направленно проистекает от Бога, проявляющего Свою волю.

Эти экзегетические нюансы нужно четко прояснить себе, перед тем как попытаться ответить на наиболее распространенный вопрос современного читателя: можно ли понимать слова прокаженного в том смысле, что Бог может не хотеть для кого-то исцеления?

Скажем так, Бог хочет, чтобы у всех все было хорошо. Но Его представления о хорошем и о путях достижения этого хорошего могут не совпадать с нашими представлениями о перечисленном. Ребенок и лечащий его врач могут видеть ситуацию разным образом.

Живой пример мы имеем в истории апостола Павла. Толкователи очень по-разному понимают то, чем было обусловлено его страдание, но для нас сейчас важно одно: Павел просит избавление и не получает – не получает в том смысле, в котором просит.
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Кор.12:7-9).


Нам сейчас важно не сорваться в пропасть темы «страданий вообще», особенно приняв во внимание тот факт, что некоторые люди молят о своем горе не трижды, а всю жизнь, пребывая в беде непрестанно и не имея никакого откровения и ничего такого, в чем бы можно было превознестись. Просто лежат и гниют заживо годами и в ответ на свои молитвы не слышат ничего, кроме пула собственной крови… Давайте лучше вчитаемся в ответ Господа Тарсянину более внимательно: уверен, что его не стоит понимать как просто отказ типа «с тебя хватит, ты и так слишком много имеешь». Я отчетливо вижу смысл ответа в указании на то, что апостол уже и в полноте имеет все необходимое для преодоления проблемы (т.е., мяч на его стороне), и что все уже «совершается» - процесс идет. Хочешь быстрее? Ну, извини… поищи тогда другое предложение. Но лучше научись не превозноситься...

Чем же было «жало» в плоти апостола? Некоторые полагают, речь идет об искушениях сатаны, мучивших его воспоминаниями о кровавых гонениях, с которыми он некогда преследовал Церковь – из-за этого апостол испытывал угрызения совести и доходил до отчаяния в спасении и своей апостольской недееспособности. Некоторые – о том, что по результатам гонений, уз, избиений апостол получил хронические болезни, которые периодически обострялись, или же о том, что речь идет вообще не о внутренней болезни, а о происках врагов его проповеди.  Другие думали, что речь шла о страстных движениях плоти, которые смущали его совесть, повергали в опасность чистоту его девственной жизни, но слегка опускали апостола на землю. Есть и другие варианты. Профессор А.В.Иванов говорит, что «под жалом в плоти Апостол разумел острые приступы неврастении, которая неожиданно и мгновенно, как удар кулаком в лицо (κολαφίζειν), делала его бессильным и безвольным, и именно тогда, когда ему приходилось принародно выступать как проповеднику Евангелия»... Да чтобы бы это ни было! Хоть все перечисленное сразу! Господу нужен был не сферический Павел в вакууме и с нимбом, а тот, что был: живой, со всеми его «болячками», во всем противоречии его натуры. В хорошем проповеднике и учителе все назидательно: его болезни, ошибки, слабости и даже падения. Именно поэтому в возможности пребывать рядом с ним имеется большая польза для ученика.

И еще. Грех, как опухоль, иногда настолько глубоко поражает нашу природу, что некоторые наши проблемы требуют очень серьезных «обновлений». Простое удаление проблемы может нарушить нашу идентичность и целостность нашей личности – без того неидентичной и треснутой. В таком случае ответ Бога (действия Божественного Промысла) на самом деле могут казаться нам отсутствующими или «зависшими». Но, так сказать, нам остается терпеливо ждать и ни в коем случае не отключаться от сети. Все перезагрузится автоматически…


----------------------
На иллюстрации: Исцеление прокаженного (Масляная живопись по сухой штукатурке) Исаакиевский собор http://www.cathedral.ru/ru/photogallery

Tags: логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments