fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Если претерплю

Что такое философия и возможна ли она вообще? Философия есть пропедевтика Нового Завета. Возможна она благодаря врожденной способности человека стремиться к Богопознанию, которое на примитивных этапах своего развития обнаруживается как желание познания вещей, а на высших – как познание Логоса. Если кратко, то так выглядит метафилософская позиция св. Иустина Философа Мученика...

Святой Иустин в своем философско-мировоззренческом поиске сменяет одну философскую школу на другую: стоики, перипатетики, пифагорейцы, платоники… Но однажды он встречает на своем пути настоящего христианина, беседы с которым открывают для него Евангельское учение, как вместилище Истины.
Иустин становится христианином, но не снимает философского плаща: как писал Евсевий, он «служил Божественному Слову в одежде философа». Иустин много путешествует и по-прежнему принимает участие в публичных диспутах – так тогда выглядели социальные сети. Иустин основывает в Риме собственную школу — философскую de jure, но фактически — катехизическую. Впрочем, если христианская школа основана правильно, то она не может не быть философской…

Однажды Иустин вступил в спор с киником Кресцентом – местным обладателем «золотой кнопки». В лице Иустина последний обвинил всех христиан в… безбожии и приписал им кучу всего аморального – мол, император ни за что и просто так прессовать не будет. Но Иустин «доказал, что Кресцент вовсе ничего не знает» - ни о Боге, ни о христианах, и если понадобится, то он, Иустин, лично готов повторить этот спор в присутствии императора. Да и вообще, киникам (циникам) ли обличать во всем подобном христиан?
После этого спора Иустин оказался в опасности: ему грозит казнь. Иустин предчувствует, что будет «повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом», но все равно снова возвращается в Рим после очередного своего миссионерского путешествия…

Против лома нет приема, если нет другого лома - как и против подлости. Иустин был схвачен вместе со своими учениками, среди которых была и женщина.
Христиане предстали перед судом префекта Квинта Юния Рустика, философа-стоика и учителя имп. Марка Аврелия. На вопрос префекта об учении, которого придерживается Иустин, мученик ответил: «Я старался познать всякие учения, но пристал к истинным учениям христиан, хотя они и не нравятся лжемудрствующим». Далее философ исповедал веру в Бога «Творца мира и Создателя всей твари» и «Господа Иисуса Христа Отрока Божия, о Котором предсказано было пророками, что Он придет к роду человеческому глашатаем спасения и наставником добрых учений». Иустину философу и его ученикам предложили отречься от этого учения и принести жертву языческим богам. В ответ на это христиане еще более настойчивее исповедали свою святую веру. Тогда префект Рустик миленько так спросил, уверен ли он, Иустин, в том, что после бичевания и казни он взойдет на небо? Святой не дрогнул, но спокойно и рассудительно ответил на этот черный стёб: «Надеюсь благодаря терпению, если претерплю. Но знаю, что и проживших правильно ожидает благодать Божия». В конце концов, христианские философы были подвергнуты бичеванию, и после того, как их тела были измочалены в фарш, обезглавлены...

Время было не самое благоприятное для христиан, но, слава Богу, он не жил той порой, когда его и его друзей могли «привлечь» сами же христиане. Жил бы он в эпоху Первого или Второго Вселенского собора, то, учитывая его предсубординационизм, беседа с имперским префектом могла закончится для него также нерадостно.

В этом году день памяти св. Иустина Философа и его учеников Иустина, Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (+166) и совпал с Днем всех святых.



На иллюстрации: "Iustini opera", - "Творения Иустана Философа", титульный лист, 1636.

Tags: апологетика, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments