fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Чьи могилы самые главные?

https://www.facebook.com/julija.szastak/posts/2035069209971082

Да, действительно, сваленные в кучку могильные плиты выглядят непристойно, и вообще с кладбищенской культурой у нас в стране ну так себе. Именно поэтому иногда кажется, что не так страшна смерть, сколько не хочется лежать среди всего этого пластикового флуоресцирующего трэша на площадках, которые правильнее было бы отводить для городских свалок или складов. И отдельно стоит оговориться, что я очень уважаю труд энтузиастов, которые служат делу сохранения памятников. Низкий им поклон.
Но давайте-ка на историю приведенную ниже по ссылке, посмотрим еще и в вот какой перспективе...

Сразу замечу, что кладбище НЕ принадлежит церкви и является православным лишь условно-исторически. Я нахожусь на приходе только с 2011 года и не имею отношения к событиям 18-летней давности, о которых вспоминает автор, и о которых речь пойдет здесь.
Итак, по рассказам моего предшественника, почти двадцать лет назад в Ракове на самом деле появились какие-то переживательные граждане, которые ни с того ни с сего бросились сохранять униатские могилы. Их цель была проста: сделать кладбище памятником культуры – это, по их мнению, должно было прекратить захоронения на этом месте, т.е., de facto привести к его закрытию.
Ладно, ок! Но в Ракове, кроме православного и еврейского, есть еще одно кладбище – католическое. У него вообще есть все необходимые ингредиенты для того, чтобы стать памятником культуры – включая и тот, что на нем захоронены знаменитости (композитор М. Грушвицкий). И там такая же проблема с захоронениями – давайте тогда закроем и его, а потом откроем новое кладбище и для всех конфессий. Но нет. Католики хотят быть похороненными на своем кладбище. Им надо! Понимаю. Но так и нам, православным, тоже надо. «Не, вам нельзя – у вас там униаты похоронены!». А чем захоронения униатов отличаются от захоронения католиков, православных, атеистов и ещё не знаю кого того же времени? Внятных объяснений не было – только плохо скрываемые майсы насчет того, что мы, москали, как обычно, что-то всё знишчаем, знишчаем и никак, твари, не остановимся.
В общем, люди очень старались: православное кладбище таки обозвали памятником культуры. Католическое – ни в коем случае.

И вот. Католики взяли старые надгробья, собрали их и… сделали из них кладбищенскую стену, расчистив площади для новых захоронений… Некоторые плиты в этой стене торчат вверх ногами. Но там можно – это ж не могилы униатов.
Было предложение: а давайте и мы, православные, тоже так сделаем: построим стену, например, или, как предлагает автор, как-то выстроим их по-иному – и проблема решится. Нет, православным низя – там же ж униаты упокояются!!!! Сколько можно вам, тупым, объяснять? У-НИ-А-ТЫ! И вообще – это уже памятник культуры, руки прочь!

Те примыкающие к северу с севера территории, о которых вспоминает автор, не имеют отношение к кладбищу. Традиционно для православных, как для собак, выделили новое место совсем в другом месте, где невозможно даже выкопать сухую яму в два штыка лопаты. Православные все равно хоронят на своем кладбище, старательно привозя своих покойников со всех концов мира, чтобы те лежали на месте упокоения своих предков, поскольку выяснилось, что юридически объявление кладбища памятником культуры не закрывает его автоматически, но связывает дальнейшие действия по поиску каких-либо компромиссов в делах содержания и банального благоустройства. Вот отыскать бы сейчас тех умников и заставить их сделать то, за что они так боролись: собственно памятник культуры. Вот пусть пройдут все круги Данте по поиску средств, потом получат соответствующие разрешения, утвердят проект, наймут научного руководителя и… хотя бы приведут в порядок браму. Я готов помочь. Но тут же ж надо будет мешки таскать.

У наших католиков все хорошо, слава Богу. И надеюсь, что у этих инициативных граждан - тоже. Но вы меня извините, в таких действиях я вижу в первую очередь не заботу о культурном наследии, а заботу о его очень тенденциозном истолковании и специфической переоценке. Притом делалось все это тихонечко – за спинами православной общины, которую потом просто поставили перед фактом, да так, что у нас на зубах до сих пор песочек поскрипывает. Некоторые раковчане, неискушенные в тонкостях науки об охране памятников, прямо завидели в случившемся какое-то антиправославное пакостничество, а в (без)действии православных лидеров - предательство интересов общины.
Вот, что я скажу. Тема сохранения захоронений на современном сельском кладбище и тема сохранения какого-нибудь сарая белоруса микенской эры формально могут казаться идентичными – там и там памятник и одной и той же категории. Но есть сущностные нюансы, невнимание к которым может провоцировать серьезные конфликты – религиозные, национальные и прочие. Ведь могилы – это святыня даже для неверующего и совершенно безразличного к вопросам сохранения культуры человека.
Раков – место высокого уровня толерантности, конфессионального мира и межнационального взаимоуважения. И меня очень настораживают чьи-то неаккуратные движения «извне» Ракова, которые могут навредить такому положению дел. Не надо решать проблемы Ракова без раковчан, за их спинами, шустря по разным кабинетам и ддося какие-то сайты-голосовалки.

И, все же, сегодня я бы не стал предлагать паритетного закрытия обоих кладбищ. Нужно искать другие варианты. Потому что, догадываясь о растущей кадастровой стоимости этих участков, пребываю в полной уверенности, что через пятьдесят лет на месте одного вырастет супермаркет, а на месте другого – автозаправка. Почему? Да просто потому, что так бывает всегда с закрытыми кладбищами! И потом можно писать гневные посты хоть в спортлото – служители капитала не такие сентиментальные и вряд ли разродятся подобными эмоциональными постами в ответ.
Всем - мира, долгой счастливой жизни и живописного места упокоения.

Tags: из жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments