fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Поцелуй Иуды или Снова о дружбе

«Во всякой надежде на спасение имеется желание, услышать от Господа слово «друг» в свой адрес». Этими словами я закончил свой последний евангельский скетч и обещал дальнейшее развитие темы. Вот, развиваю…

  • «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф.26:49-50).


Это удивительно, но Христос называет и Иуду Своим другом, зная, «для чего он пришел» - поскольку вопрос Христа нужно понимать не иначе, как риторическую форму утверждения и побуждения к дальнейшему развитию событий, фактически повторяющую Ин.13:27: «что делаешь, делай скорее», т.е., «давай без этих дешевых реверансов и лицемерия»!
Почему Господь называет Иуду-предателя другом?

Среди толкователей есть разные мысли поэтому поводу. Например, блж. Иероним считает, что обращение «друг», якобы, употреблено здесь в том же смысле, в каком названы в притчах недовольный наемник (Мф. 20:13) и вошедший на брак не в брачной одежде (Мф. 22:12). Т.е., здесь нет ничего личного, слово «друг» - просто обращение, в котором нет никакого признания, как нет его и в нынешнем обращении «господин». Называя кого-то господином, вы ж не признаете его тем самым сувереном и властителем?

Ориген видит в таком обращении упрек за лицемерие, притом его мысль излагается таким образом, что я думаю, что он вообще говорит о сарказме: Христос, как бы, имеет ввиду что-то типа «ну, давай, друг, предавай! Что ж ты мешкаешь?». Т.е., они на самом деле к этому моменту и не друзья вовсе.
Преподобный Ефрем Сирин говорит, что Господь здесь «вражду зовет дружбой». В связи с этим мне подумалось, что, во-первых, Бог может весь наш негатив в Свой адрес, обернуть в дружбу, и, во-вторых, что в принципе всё, что мы называем своей личной любовью, верой, надеждой по отношению к Богу, больше похоже на свою противоположность – все они, как «дружба» Иуды, должны писаться в кавычках.

А вот что пишет святитель Филарет Гумилевский: «Называя несчастного ученика другом, Господь дает ему видеть, что любовь Божественная еще готова принять его и теперь. Выражая удивление, а не негодование, появлению Иуды между врагами и его предательскому поцелую, обнаруживает скорбь любви о несчастном ученике, скорбь о том, что так больно оскорбляет свою совесть Иуда и дыханием любви желает смягчить и исцелить рану души его»… Мне это очень понравилось!

Мне вообще по душе те комментарии, согласно которым Христос до последнего называет Иуду своим другом, и тот перестает им быть лишь в одностороннем порядке: и даже не тогда, когда Иуда предает (в принципе, все предали, но каждый по-своему – я об этом еще расскажу отдельно), а когда, осознав, что «предал кровь неповинную», отказывается от Христа окончательно.
И опять же, все апостолы «похоронили» Христа, никто не сидел и не отсчитывал секунды до Его Воскресения, и даже тогда, когда Христос является ученикам, те не верят, что это Он. Но все находят в себе мужество хотя бы просто жить – не зная как, с чувством вины или без таковой, но Иуда – нет.

Иуда, само собой,  тоже не ждал воскресения Христа. Но если бы он помедлил с самоубийством до того момента, как Христос воскрес, то не захотел ли бы он отложить свой замысел и покаяться? Не знаю. А если бы он захотел покаяться, то простил бы его Христос или нет? Мне почему-то кажется, что я знаю ответ. Погибель Иуды не является конструктивным элементом в нашем спасении: он мог бы быть прощенным, и от этого ничего бы в евангельской истории сущностно не изменилось. Но Иуда четко для себя все решил: у него больше нет Друга, даже мертвого...

Не спешите отрекатья даже от отрекшися! Христос так не делал: не спешил и не спешит.

---------------------

На иллюстрации: Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. Мое самое любимое изображение этого сюжета. Я нигде больше не видел таких взглядов!

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments