fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Есть женщины в иудейских селениях

Обязанность погребения покойника у евреев лежит на родственниках и наследниках, но распространяется на всю его общину. Общиной для Господа нашего Иисуса Христа были Его ученики, они составляли Его миньян - собрание из не менее чем десяти взрослых евреев-мужчин старше тринадцати лет и одного дня. Но Иосиф Флавий пишет, что и «всякий прохожий, встретивший похоронную процессию, должен присоединиться к ней и принять участие в оплакивании». Талмуд позже установит минимальную норму: встать при виде похоронной процессии и сопроводить ее на расстояние четырех локтей. А присутствие на погребении праведника и учителя и вовсе считалось не только благословением Бога, но одной из великих заповедей, соблюдение которых «питают человека в этом мире и награждают в мире грядущем».

Но мы знаем, что ученики Господа разбежались сразу после казни своего учителя, тем самым посрамив Его Имя и осквернив Его память. Хоронить Христа, как казалось, было некому – это фиаско, горькая участь лжеучителей, которую невинно и добровольно (вспоминаем о помазании ног Иисуса «на погребение Его» (см.Ин.12:7), понес Христос за наши грехи уже после Своей смерти. Явные последователи в одночасье стали «тайными». Но неожиданно на авансцену евангельской истории выходят последователи тайные, и мужественно обнаруживая себя, становятся явными. Вот, что говорит апостол Иоанн: «Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин.19.38-40).



Но Христос был погребен в спешке и, как минимум, не по всем правилам иудейской обрядности. Мы даже не знаем, имел ли Он право на погребение по иудейскому обряду с точки зрения казнивших Его иудеев – вспомним, что даже признающие Иисуса Мессией отлучались от синагоги (см.: Ин.9:22). Погребение прошло без согласования обстоятельств и деталей с лицами из непосредственного окружения Спасителя. Женщины, по свидетельству синоптических Евангелий, пассивно наблюдали за тем, где положат Иисуса, а Матфей даже говорит, что они сидели где-то напротив пещеры. Но явно увидели они не все. Может, «видели» нужно вообще понимать в смысле «высматривали». И, судя по обилию разночтений у евангелистов, увидели или высмотрели они не много. Поэтому «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк.16:1) – видать, женщины, не зная о стараниях Никодима, думали, что их Учителя «просто закопали» не только не на кладбище, но еще и без элементарных человеческих почестей, «неоплаканным». Такая участь Священным Писанием предопределяется только для страшных грешников: «Тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены» (см. Иер.16:4-7) – таковых Иеремия сравнивает с «навозом». «Если бы какой человек родил сто [детей], и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его (Еккл.6:3)». Погребение без поминовения ("оплакивания") – «ослиное», т.е., это просто ликвидация падали: «Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его… Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иер.22:18,19). Несогласие с таким положением дел двигает нашими бесстрашными женщинами.

И здесь обратите внимание вот на что. У иудеев похоронные обряды выполняются только мужчинами, а женщины могут (и должны) принимать участие только лишь в приготовлении к погребению тел женщин и маленьких детей, независимо от их пола. Вопрос: если Мироносицы готовы не останавливаться перед запретом на касание к телу мужчины, то остановило ли бы их что-нибудь в совершении необходимой заупокойной общественной молитвы – «Кадиш», которую совершают только мужчины, и которые, возможно, во времена Храма в земле Израиля совершали только священники? Думаю, что нет. Они идут оплакивать Иисуса, а оплакивание – это не просто бабские вопли скорби, боли и разлуки, но именно λιτή – лития, жалостливое просительное моление, совокупность всего необходимого для погребения «правильного иудея», некий аналог отпевания и панихиды. Притом то, что мироносицы соблюли закон о субботе, не позволяет нам видеть в них обезумевших от горя аффектированных женщин, которых часто можно встретить на похоронах. Уверен, мироносицы рады были бы попросить все сделать Петра, Иакова, Иоанна или кого-нибудь еще из апостолов, но где ж их найти в эту пору-то?

Наверное, одним захотелось провести аналогии со шпалоукладчицами – «раз мужики перевелись», и все такое. А другие пришли в волнение по случаю маскулинизации мною позитивных нравственных качеств, которых не хватило мужчинам, но которые, якобы, проявились в женщинах. Но я далек и о первых, и от вторых. Я считаю, что в сложившейся ситуации женщины не стали «в чем-то мужчинами», они не повели себя «по-мужски» – они стали… очень-женщинами, женщинами в квадрате, что ли. Феминитив – это прекрасно!

Женщины, судя по внезапно возникшему перед ними вопросу о том, кто им отвалит камень от гроба, вообще не думали о деталях заранее: возникающие проблемы они были намерены решать по мере их непосредственного поступления. «Нужно не сидеть, а идти!» - это единственное, что они осознавали в качестве цели, ради достижения которой были готовы на любые задачи. Главное ввязаться в бой, а там будет видно. Как говорится, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины. Ничто не возникает из ничего и без причины. И, девочки и мальчики, наше личное духовное ничто тоже имеет свою причину. Так найдем же её!

Tags: воскресное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments