fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Вера и дела

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». (Мк.9:17-20)

«О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». Эпитет «род неверный» у евангелиста Матфея вообще представлен предельно грубым аналогом “род лукавый и прелюбодейный” (Мф.12:39, Мф.16:4). Это о-о-очень грубо! Если бы Господь выражался не на арамейском, а на русском, и Его слова передал бы не евангелист Марк, а журналист Потапов, то, кажется мне, сей фрагмент зазвучал бы немножко по-другому – и даже не факт, что из-за искажения при передаче.
Я сегодня хочу заострить внимание на проблеме адресата этих слов: к кому обращается Господь с этой гневной фразой, кто ее заслужил?
Если суммировать толкования святых и не очень святых отцов, то… виноваты все.

Как это ни странно, виноват и сам отец ребенка. Формально он заботится о своем чаде: безрезультатно обходит всех апостолов и, возможно, не только их – а вдруг поможет? Он много суетится, все вокруг ему, как и среднестатистическому белорусу, должны, но никто не оправдал его ожиданий. В его обращении к Иисусу, скорее всего, содержалось выражение жалобы и разочарования. Его слова – не просто просьба, но и вопрос типа: «Ну, а тебе тоже слабо исцелить моего сына?». Из дальнейшего развития диалога становится понятным, что у родителя большие проблемы с личной верой, что тот вынуждено признает и со слезами покаяния просит для себя умножения необходимой веры.

Виноваты и апостолы. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» и сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (см.: Мф.10:1-8). Апостолы так и делали и, видимо, очень радовались тому, что духи повинуются им (см.: Лк.10:20). Но вдруг происходит глобальный упс, причем едва ли не со всеми апостолами: они не смогли. Сначала ученикам стыдно было перед толпой. Представьте себя на их месте: люди собираются, вы такие со всей серьезностью подходите к одержимому, напрягаетесь и… все вокруг смеются. А теперь апостолам стыдно перед Господом, обличения Которого они с полным правом имели отнести к себе… Я уже как-то отмечал в своей проповеди на этот фрагмент Писания: Господь дал ученикам залог благодати, об умножении которого они должны были иметь собственное попечение. У новичков всегда имеется бонус. Однако нельзя только тратить и полагаться только на полученное право и власть – нужно иметь заботу о внутреннем росте и соответствии. Господь не говорит, что ученикам не хватило веры – Он им напомнил, что только ее недостаточно. «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19), а «Вера без дел мертва» (Иак.2:20). Молитва и пост – дела веры. Период защиты новичков окончен.

Виноват и весь народ израильский. И все мы. Зная евангельскую историю, трудно не удивиться тому, что Господь захотел нас спасти, а не уничтожить. Всех. «Да заколебали вы…». Огненный дождик и занавес... Но нет.

«Что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:5).

Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments