fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Вирус в головах

Вирус в головах
---------------------------

Сейчас некоторые проповедники заявляют, что от Причастия, якобы, еще никто не заболел и не умер, и что профилактические меры в лучшем случае суть ерунда, а в худшем – неверие и хула на Святые Дары. Насколько они правы?

Писание – мерило правоты. Даже слова апостола Павла слушатели проверяли по Писанию, «точно ли это так» (Деян.17:11). Как говорится, доверяй, но проверяй. Давайте и мы откроем Священный Текст.

  • «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». (1Кор.11:28-31)

Что мы имеем? Всякий человек хочет причаститься во спасение и исцеление души и тела. Но вот печаль, иногда бывает с точностью наоборот, в осуждение: в болезнь (очень часто) и даже в смерть (совсем нередко). Т.е., Причастие, с точки зрения Апостола, очень небезопасная «операция». Библия прямо опровергает указанные выше безответственные заявления некоторых проповедников. Все-таки кто-то да заболел и умер! В прямом смысле!

Такое понимание слов Апостола вполне созвучно и мнению известных толкователей:
"Посему у вас многие немощны и больны, — те, что поражены в телах своих, поелику дерзко приступили к Телу Христову, — и многие умерли, поелику без страха и трепета приступили к врачевству жизни" (преп. Ефрем Сирин).
"Многие в недоумении спрашивают друг друга: отчего происходят преждевременные смертные случаи, отчего продолжительные болезни? Причина многих, говорит он, из таких нечаянных бедствий заключается в грехах" (свт. Иоанн Златоуст)
"О сем Апостол сказал, как об исполнившемся на деле, ибо не решился бы писать о том, чего не было, зная, что это явная ложь" (блж. Феодорит Кирский).
"Доказательство сказанного возьмите из того, что происходит между вами. Ибо оттого и случаи безвременной смерти, и продолжительные болезни, что многие причащаются недостойно" (блж. Феофилакт Болгарский).

И давайте не забывать о самом известном негативном примере, об Иуде: "И после сего куска вошел в него сатана" (Ин.13:27).

Разумеется, в тексте Писания говорится о нравственном недостоинстве, как о причине наступления осложнений, под которыми нужно понимать не только духовные и душевные, но и вполне себе физические проблемы: реальные соматические диагнозы и очень даже телесную смерть. Если вы верите в «абсолютную безопасность» Причастия, то вы не верите в то, что являетесь первыми из грешников («от них же первый есмь аз») и, стало быть, врете Богу, своим братьям и сестрам, себе – когда читаете соответствующую молитву перед принятием Святых Христовых Тайн. Ведь нельзя считать себя первым грешником и чувствовать себя в полной безопасности, приступая к Чаше. Испытывать страх и трепет на всех трех уровнях организации человеческой природы (дух-душа-тело) – это норма, определяющие и предполагающие все виды осторожности. Приближение к Престолу и Святым Дарам – это не приближение к трактору, на котором вы проездили двадцать лет и о котором все знаете, а посему ко всему готовы и ничего не боитесь. И в Ветхом Завете идея очищения и подготовки священников к служению среди прочего подразумевало культивацию возвращения к осознанию, что «если не дай Бог что, то может та-а-а-ак долбануть…»…
Испытывать себя надо – а значит, среди прочего, меньше выпендриваться и воображать о себе. Если вы до сих пор живы, то совсем не факт, что по причине того, что Причастие «безопасно», или что ваша вера – просто космос. Святые Дары – это Огнь Поядающий, и вы до сих пор целы, вероятно, только потому, что милостивый Господь по молитвам ваших ангелов опять сказал «не сегодня».

Но какими могут быть эмпирические обстоятельства этой болезни и смерти, наступающей в результате недостойного причащения? Под грешником разверзнется ад? Или на него прольется серный дождь? А может шарахнет молния Божественного гнева? Да, все перечисленное не исключено, но таковое бывает крайне редко или не так часто, как того требует предупреждение ап. Павла. Вряд ли в свидетельстве о смерти в качестве причины гибели грешника будет указано «недостойное причастие». Думаю, что в 99,999% случаев будет указано нечто, выглядящее вполне себе естественно: несчастный случай на производстве, автокатастрофа, насилие, инфаркт, инсульт… И вполне возможно, что спусковой механизм смерти запустится… какой-то вирусной или бактериальной инфекцией.

Итак, говорить о том, что от причастия еще никто не умер, может только тот, кто не внимательно читал Писание или… доказал, что при недостойном причастии умирают от каких угодно причин, но не от инфекций, или, что всякая инфекция имеет какую угодно причину, но не связанную с недостойным причастием, а если и связанную, то ни в коем случае не с инфицированием во время самого причастия. Можно ли это доказать? Думаю, что нет. Для этого одной веры недостаточно – для этого нужны клинические данные, поскольку, относясь к сфере практики, опыта, чувственных физических свойств материальной природы, разбираемая нами тема не является и не должна являться вопросом веры, понимаемой как следование должному и обязательному учению!

Верить в Евхаристию, это значит верить в Преложение - в то, что под видом хлеба и вина мы приобщаемся Истинного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Несущественные в христологическом отношении признаки хлеба и вина, так называемые акциденции (внешний вид, масса, плотность, вкус и прочие физические свойства), сохраняются и после Преложения, хотя по сущности это уже не хлеб и вино, а Истинные Тело и Кровь Господа. Среди сохранившихся акциденций остается и такой физический параметр вина и хлеба, как способность портиться и плесневеть, что уже исчерпывающе доказывает микробиологическую нестирильность Даров, которых мы приобщаемся вместе доступными для чувственного восприятия свойствами материального субстрата Таинства.
При причастии можно заразиться. На основании этого банального факта, знание о котором утеряно для многих ввиду исчезновения из нашего быта таких понятий как мор и качественное образование (за ненадобностью), и строятся рекомендации по причащению опасных заразных больных в различных «указаниях» и «настольных книгах священнослужителей», которые в семинарии можно было бы хотя бы пролистать. В принципе в любой момент не поздно озадачиться вопросом: как в прошлом незараженные причащали зараженных чумой, проказой, холерой и пр. Да, с точки зрения современных представлений о профилактике, многие эти меры кажутся наивными, но стоит учесть, что они были сформированы, когда люди еще ничего не знали ни о вирусах, ни о бактериях.

Даже если вы не готовы размышлять на тему всяких там акциденций и «опасности» Причащения, то подумайте не о свойствах евхаристического хлеба и вина, а о свойстве соплей и слюней – о том, что не само Таинство, а просто люди, участвующие в таинствах, сохраняют свою опасность для окружающих, если обладают таковой. Нигде ни в одном учебнике по догматике не сказано, что нужно верить в пресуществление слюней или и в то, что чьи-то сопли перестают быть соплями, а если не перестают, то теряют свои свойства. Дезинфицируя лжицу, мы не маловерие в таинство проявляем, поскольку не пытаемся тем самым «доделать» таинство и не думаем, что оно без этого недействительно. Мы просто проявляем свое знание о соплях и слюнях – о рисках, сопряженных с тем, что кроме Тела и Крови в Чаше могут оказаться посторонние организмы в количествах и качествах, отличных от «обычного» и приемлемого. Вы ж признаете, что в чашу может упасть муха? Почему тогда в нее не может попасть вирус ковид-19? Потому что его наличие проще отрицать?

Да и причастники в своем большинстве являются только лишь неосведомленными людьми, а не титанами веры, по которой изменяются естества уставы: отравленное становится безопасным, а нестирильное – стерильным. Не судите по себе, не все успевают за вашей святостью. Требовать такой веры от ближнего как чего-то обязательного значит злоупотреблять своими духовными полномочиями.
Будьте снисходительными, не выдумывайте, не борзитесь и внимательно читайте соответствующие инструкции Чиноначалия. Уверен, там, где инструкции могут быть технически выполнимы, они должны быть соблюдены. Наглое упорство может обернуть не только ненужными проблемами со здоровьем прихожан, но и… просто тем, что власти закроют церкви. Будете злобно сидеть дома на Пасху и дальше упрямо повторять для своих единомышленников: «Лжица – стерильна!». А они такие вам в ответ: «Воистину стерильна!»

Продолжение следует. В следующем скетче я расскажу, почему, все же, НУЖНО причащаться. Не болейте и сохраните себя до Пасхи.
Tags: логотея, читая прессу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments