fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Кто против? Кто воздержался?

Отец Александр Шмеман говорит, что канон Андрея Критского «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой». Но, зная историю появления 50-го псалма Давида, легко подумать, что и это великое произведение имеет свою печальную историю – историю падения и восстания.
Помню, перед тем, как искать ответ на этот вопрос, я решил сделать свои собственные предположения, а потом свериться по «решебнику». Ища в тексте канона подсказку, я первыми замечал темы, связанные со страстями и мыслесогрешениями. Самым простым решением казалось предположение блудодеяния и\или оставления монашеских обетов с уходом в мир.
Но в реальности все иначе.

Согласно преданию, преподобный Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим патриархом Константинопольским, оказался в числе подписавших на монофелитском лжесоборе 712 года анафему VI Вселенскому Собору (заметим, что на последнем он сам же активно участвовал, за что и был поощрен). Впоследствии, раскаявшись в измене Православию, свт. Андрей и написал свой известный канон. А свт. Герман, раз уж про него вспомнили, искупил свою вину борьбой с иконоборчеством, изгнанием и подвигом в пустыне.

Но почему Андрей Критский подписал эту анафему? Как его угораздило-то? Он действительно стал монофелитом, а потом вновь изменил свои богословские взгляды на прежние? Или у него не было особых взглядов по теме, но «все подписывали – и он подписал»? А может, потому что его заставили – ну, там же в деле императоры-еретики всякие со своими симфониями, а?
Не знаю, можно ли видеть подсказку в этих словах преподобного: «Когда исследую свои дела, Спаситель, то вижу, что превзошел я грехами всех людей, ибо я грешил с разумным сознанием, а не по неведению» (Среда, тропарь пятой песни). Имел все для того, чтобы не подписать, но подписал. Но и здесь возможны варианты: бывают непреднамеренные ошибки в догматическом сознании (на теме монофелитства вообще можно свихнуться), а бывает сознательный выбор левой стороны, и не так важно, по какой причине – пусть даже по безразличию или под давлением обстоятельств...

В общем, ребята, думайте, за что голосуете и под чем подписываетесь – особенно единогласно. Я к этому клонил.
Измена Правде Божией - всегда прелюбодеяние. И Библия Израиль за его отход от истинного богопочитания сравнивает с блудницей. А блудницы предаются своему пороку не всегда из-за избытка внутреннего желания и страсти - часто очень даже вопреки... Словно в назидание об этом нам Церковь предлагает еще раз прочитать Великий канон за утреней четверга пятой седмицы Великого поста - на так называемом Мариином Стоянии, в размышлениях над житием раскаявшейся мегаблудницы.




Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments