fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Не произноси имени Господа

Путин предложил упомянуть в Конституции Бога… Казалось бы, какая мне разница: это не моя страна, да и… Но нет: что-то все равно в этой ситуации не покидает меня равнодушным и вызывает противоречивые чувства. А я, как неудавшийся философ, люблю поразмышлять над противоречиями – особенно о личных и внутренних.

Вот если бы, скажем, в конституции моей страны с давних пор уже имелось упоминание Бога, то я был бы этим горд. Воистину, было бы великолепно, если бы на самой заре белорусской государственности, на развалинах безбожной советской империи нашелся бы тот, кто средь злобы, дефицита и бессмыслицы смог бы напомнить современникам о необходимости «осознания своей ответственности перед Богом и людьми» (преамбула Конституции ФРГ) в делах державного строительства и вообще всего происходящего. Или тот, кто мог бы взамен идеи светлого коммунистического будущего, служившей мотивацией и целью существования СССР, сформулировать какие-нибудь иные принципы «Во Имя Святой и Единосущной и Нераздельной Троицы» (как в Греции). Все это сложно, согласен, но меня бы очень обрадовало даже наличие таких простых и понятных слов, как «Боже, благослови белорусов!» (как у венгров) – политически совершенно бессодержательно, но для верующих радостно, а для атеистов… ну, просто позитивное междометие такое или фигура речи, типа «ни пуха, ни пера». И вот если бы какие-то меньшинства нонче восхотели бы упоминание Бога из такой конституции убрать, то я был бы категорически против.
Но если бы, предположим, сейчас кто-то решил придумать новую редакцию конституцию Беларуси и, наоборот, добавить в нее упоминание о Боге, которого там не было, то я был бы уже, наверное, против. Нет уж, светское государство – так светское! Не жили богато, то лучше и не начинать.
Если ничего в обществе, кроме конституции, не меняется (притом в соответствующую сторону), то это не самая хорошая идея привнесения новизны в монотонную неизменяемость, порожденную отсутствием реальных действий. Хотя, конечно же, спор о трусах и крестике можно свести к сору о курице и яйце...

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).

«God of the gap» - есть такая проигрышная стратегия в дилетантской апологетике. По-видимому, такая стратегия появляется и у политиков: у дыр правосознания, правотворчества, политической культуры и гражданственности тоже появляется свой бог.

«И имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» (Исх.23:13)
Tags: из жизни, политика, читая прессу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments