fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Спасутся ли плохие парни?

Фарисеи во времена Иисуса в своем большинстве не принадлежали к священству и\или официальной системе иудейского образования. Как правило, они были мелкими дельцами, торговцами и некрупными землевладельцами, а вот их главные оппоненты саддукеи – священниками, магнатами, родовой аристократией. Можно даже сказать, что фарисеи находились в оппозиции официальному профессиональному и провластному иудаизму. Они считали, что все чиноначалие продалось Западу, погрязло в ереси экуменизма и обновленчества, а посему всем благочестиво жити хотящим евреям нужно самим внимательно изучать Закон, ибо батюшки уже не те: повечерие более не вычитывают. Фарисеи же провозгласили самые громкие идеалы добродетели и объявили войну эллинистическому, зороастрийскому или еще какому-нибудь влиянию. Не менее (а может еще и более!) конфликтным было фарисейство и по отношению к другим версиям иудаизма (саддукеям, ессеям и пр.).
Иосиф Флавий пишет, что: «Фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства» - т.е., в то, что под таковым понимали «официальные» законоучители. Фарисеи технически породили параллельную иерархию старцев, которые имели абсолютный авторитет в вопросах веро- и нравоучения для своих последователей, довлеющий над авторитетом иерархического священства и светской власти. Поэтому после уничтожения Израиля, разрушения Храма и исчезновения священства фарисейство легко адаптировалось и еще более расцвело под видом талмудического ортодоксального иудаизма. Всякие дедки-бабки получили ничем не ограниченную духовную власть во внутренних границах иудейского сообщества.
А еще в позиции фарисеев было очень много патриотизма, народничества и социального активизма. Они, в отличие от некоторых своих оппонентов, отрекались от навязываемой им внутренней эмиграции, религии в пределах своей хаты, Бога в душе и прочих reservatio mentalis и сознательно отказывались уступать социальное пространство альтернативным идеям. Эта деталь и предопределила восприятие фарисейства, прежде всего, как борьбу за что-то внешнее.
Фарисеи известны были не только своей склонностью к показной обрядовой мелочности, но и своей неестественной скрупулезностью в комментариях к Священным Текстам. Все же, чаще это было следствием любви к Слову Божьему, но, иногда – нет: гордыней, надменностью, умничаньем, позерством и… пустозвонством.
Помимо самолюбования, главная беда фарисеев заключалась в том, что они за деревьями не видели леса: мелочность преданий и зацикленность на деталях делала для них непостижимой «общую картину» даже самых простых и понятных идей Закона Божьего. Тем не менее, они были единственными в еврейском обществе, кто исповедовал, что Тора бывает не только письменной, но и устной, причем письменная – своего рода конспект устной. Они верно понимали, что Предание – это не что-то из прошлой жизни религиозного сообщества, а его бесконечно длящееся настоящее, благодаря которому и в котором сообщество живо. Но, увы, как иногда к боговдохновенным текстам Писания еретики «подбрасывали» подложные, так и в Предание сами же фарисеи помешали ложные идеи, которые не раскрывали Письменную Тору, а заменяли ее. Поэтому, с одной стороны, Христос критикует фарисеев именно за этот подлог (Мк. 7:5–9), называя предание фарисеев «вашим», а не своим (Мф. 15:1–3) и обличая фарисеев за то, что они своим преданием заменили Тору (Мф 23:2), и с другой, Он велит соблюдать то, что учат фарисеи (т.е., они правильно учат), но не поступать так, как поступают они: сами говорят, но не делают, а если и делают, то напоказ (Мф 23:3-5). Апостол Павел же, вспомним, осуждает свое фарисейское прошлое лишь как неумеренность в ревности об отеческих преданиях (см.: Гал. 1:13–14). Ортодоксальное христианство очень многое переняло от фарисейства - увы, не только в хорошем, но и в плохом смысле.

Но не надо думать, что все остальные были... нехристями. Из Евангелий может показаться, что саддукеи вообще были какими-то безбожниками. Однако, на самом деле будучи не менее принципиальными буквоедами, они призывали вернуться от поствавилонских заблуждений к апостольской простоте Моисеева Закона, отринув предания святых отцов. В список этих преданий попадали и те истины Писания, которые не казались саддукеям следующими буквально из Текста (например, истина бессмертия души).
Стороннему наблюдателю может показаться, что саддукеи верили «только по Библии», но в целом у них была собственная традиция (лат. traditio, от tradere - «передавать»). Главный недостаток саддукеев в глазах простого народа заключался в том, что они были знатны, богаты, сильны, пресмыкались перед властью и сами были властью. Примечательно и то, что, в отличие от фарисеев, из истории нам ничего не известно об обращении ко Христу саддукеев.

Ессеи – с ними все по-другому. Они были меньше на виду: поскольку им везде мерещилась печать антихриста, они считали, что в миру больше жить нельзя и предпочитали уходить в пустыню, горы, болота, хутора, параллельные миры и прочие монастыри и уже там, на природе, вместе с другими сектантами предаваться счастью религиозного фанатизма, который был ничуть ни меньше фарисейского. Ессеев было сравнительно немного, но у либеральных критиков даже бытовало предположение, что Иисус Христос был одним из них.

В целом фарисеи пользовались респектом и уважухой среди простого народа за свое мученичество, исповедничество, принципиальность, деятельную оппозиционность и… заметную праведность. Христос, проповедавший среди этого самого простого народа, ставит перед собой весьма нетривиальную задачу, когда в своей притче отрицательным персонажем делает фарисея, а в положительные возводит мытаря – предателя-коллаборациониста, образ которого у слушателей ассоциируется не только с вышибанием денег в пользу оккупантов и эксплуататоров, но и еще и с самыми худшими нравственно-религиозными качествами. Подобное рискованным было бы даже сейчас.


иллюстрация взята с https://foma.ru/o-myitare-i-farisee.html

Вероятно, наш фарисей из притчи был в добавок ко всем перечисленным им добродетелям еще и православным, регулярно исповедующимся и причащающимся, а мытарь – еретиком, раскольником и власовцем, зашедшим помолится в храм РПЦ...
Удивительно, что свт. Феофан Затворник говорит, что евангельское зачало о Мытаре и Фарисее учит нас «смирению или чувству бесправности на услышание». У нас нет права требовать от Бога, что-либо взамен на что-либо. Все, что мы получим от Бога, может быть только Его даром. Вместе с этим можно сделать вывод и о том, что никто не должен посягать на право другого быть услышанным, принятым и оправданным Богом – каким бы ничтожеством этот другой не являл себя нашему сознанию. Почему? Да потому, что Господь говорит через пророка Исайю: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). И суд Божий - не наш суд. Сами дружите с кем хотите, или с кем вам разрешают старшие. Но не подсказывайте Богу, с кем  дружить Ему – Он не маленький и Сам разберется.

...Вот мне очень нравится мотив песни «Вера вечна, вера славна», и мне бы очень нравился ее текст, если бы он исходил из уст святых угодников, а не толпы стоеросовых дубин, неизвестно во что верующих и каким образом, но зато научившихся слаженно и громко петь и присваивать себе чужие достижения. Боже, благодарим Тебя за то, что мы не такие, как всякие еретики и раскольники: регулярно читаем Никео-Цареградский символ веры, поминаем за богослужением только те имена, что надо, и платим епархиальные взносы в правильную кассу.
В общем, скромнее нужно быть, ребята. «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5).

Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments