fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Нечувствительность

Цитата: «Мы принимаем сознание друг друга на веру, потому что у нас нет другого выхода. Но после двух тысяч лет попыток никто так и не придумал надежного теста, доказывающего его существование. Ученые-когнитологи обычно верят, что сознание – это феномен, возникающий в результате сложного взаимодействия структур, решительно лишенных сознания (нейронов). Но даже когда мы наконец постигнем природу этого сложного взаимодействия, то все равно не сможем доказать, что оно создает явление, о котором мы здесь говорим. Однако у меня нет ни малейших сомнений в том, что у всех моих знакомых есть некая внутренняя жизнь – субъективный опыт, ощущение себя, – которая весьма похожа на мою. Во что я верю, хотя не могу доказать? Ответ: в вас!» (Дэниел Гилберт – профессор психологии Гарвардского университета, автор автор международного бестселлера «Спотыкаясь о счастье»).



Тема Бога – завершающий уровень проблемы интерсубъективности. А атеизм – средненькая форма «аутизма»,один из сценариев неприятия реальности Другого.  Проблема реальности иного сознания и проблема реальности Абсолютного Сознания – одна и та же проблема, и притом не по количеству, а именно по качеству. Помните, еще у Декарта реальность мира (и даже реальность сомневающегося субъекта) вытекала из реальности Бога?

Эрих Фромм в своей «Анатомии человеческой деструктивности» пишет, что дети-аутисты не различают живую материю от неживой и имеют бОльшую привязанность не к людям, а к машинам и механизмам. Осознание фактуальности сознания Другого представляет для них сложную задачу.
Одно из проявлений аутического неприятия Другого – боязнь прикосновений Другого. Они для него – лишь терпимые или нетерпимые тактильные ощущения, вызванные контактами с окружающими предметами. А атеист не чувствует прикосновения Господа, объятий Бога Живого – они для него либо ничем не отличны от других естественных раздражений, либо вообще находятся вне диапазона его восприятия. Разумеется, я использую аналогии и метафоры и не раздаю медицинских диагнозов.

С верующими другая проблема: они тоже часто неспособны отделять живое от неживого, но «в другую сторону»: в сторону одухотворения неживого. Они способны своими демонами напичкать все, что угодно. Почему демонами? Да потому, что только демоны могут быть тем, чем напичкивают.
Нечувствие Бога приходит и к верующим. Бог «молчит», «умирает», «отсутствует», «отворачивается» (для кого как) для них большую часть их жизни и обнаруживается ими лишь в редких экстатических переживаниях, которых оказывается достаточно, чтобы наделить смыслом весь их религиозный опыт. И часом Бог остается в нашем сознании просто в качестве одной лишь рациональной возможности – пусть и не доказанной, но и не исключенной. В такой ситуации Бога не может не быть не в силу Его очевидности и наглядности, а в силу нравственной абсурдности и эмоциональной неприемлемости допущения обратного. Бог, таким образом, является истиной именно разума в подавляющем большинстве актов (не)проявления религиозности.
Одно дело для меня: верить в существеннее моей собаки, которая сейчас сидит около меня. И другое для вас: верить в существование моей собаки, которая сейчас сидит около меня. Одно дело Моисею верить в существование Бога, другое - для вас, для меня верить в то же самое.

Конечно, нечувствование Бога – плохо и особенно плохо для тех, кто считает себя верующим, поскольку оно есть нечто противололожное сущности religare. Но это втройне плохо, если верующие ещё забывают о своем нечувствии и перестают его… контролировать, внося в своей опыт соответствующие коррекции. Пьянство - плохо. Пьянство за рулем - плохо в квардрате. Пьянство за рулем при убежденности в своей трезвости - плохо в кубе. А если пьяный за рулем уверен своей трезвости да еще и трезвым ездить не умеет...

Зайдем с другой стороны... Вот неспроста зубные врачи запрещают некоторое время есть после анестезии: можно откусить себе щеку или язык. Наверное – если судить по новостям – мы настолько уже охренели в свом бесконтрольном богонечувствии, что скоро себя полностью сожрем: останутся ножки, рожки и иконки в музеях.

Tags: апологетика, логотея, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments