fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Отойди от Меня, сатана

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:1-11).

Господь испытывает искушения от сатаны по Своему человечеству, являя нам образец на собственном примере. Он позволил нечистому духу не только заговорить с Собой, но даже сотворить определенное насилие над собой: схватить в одном месте и перенести в другое – т.е., Христос уже на данном этапе развития евангельской истории определенным образом пострадал от сатаны.

Господь мог бы превратить камни в хлеб так, как Он когда-то превратил воду в вино; Он мог бы воспарить над высотой храмовой горы так же, как Он некогда воспарил над Елеоном, Он мог бы смириться и покориться своему творению так, как Он смирялся и покорялся, когда платил позорную дань и бессмысленные жертвы за Себя…
Но Он этого не далает – почему? Потому что этого хочет сатана – тот, чья воля всегда противна Божией.

Минувшей субботой в своей проповеди я не стал уходить в глубокую экзегетику. Я только лишь упомянул об одной закономерности… Все верующие в Бога должны стараться найти волю Бога – для того, чтобы ее исполнить. Для этого мы молимся, читаем Писание, Святых Отцов, думаем и трудимся. Но. Понимая в целом, что нам нужно для того, чтобы спастись, иногда мы все равно время от времени оказываемся недоуменными и несмышлёными относительно конкретного момента нашей жизни: что делать именно мне и именно сейчас? Как это ни парадоксально, голос искушений и соблазна частенько оказывается более доступным и проще различимым по сравнению с гласом Божьим. И тогда… зная, что хочет от нас нечистый дух, нужно просто стремиться к противоположному. Рассматривать можно какие угодно варианты, но не те, что предлагаются нашими страстями, пороками и слабостями…

Спасаться ненавистью к сатане, а не любовью к Богу – так себе идея. Это как ходить на руках. Но… знаете ли… если нет ног, то и на руках пойдешь – пока не будут готовы протезы и костыли.
И еще одна проблема: Бог – один, и Его воля – одна. Но бесов много, и рассчитывать на единство их воль не стоит. Распознав волю одного, мы не знаем волю других. Мы не можем до конца быть уверенными, что знаем о всех источниках влияния на наш выбор.
И.
Мы часто говорим сатане: «Отойди от меня!», но, словно нетрезвые кокетки, сами домогаемся его. Наше «нет» слишком часто ничего не значит, а то и вовсе подразумевает согласие, облаченное в формы, облегачающие муки совести и улучшающие сон -- сон разума, который порождает чудовчищ церковного «благочестия».


--------------------------------------------
на иллюстрации Detail from The Temptation of Christ, by J. Kirk Richards.

Tags: Библия, логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments