fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Черта невозврата

История Ирода настолько жестокая, что некоторые сомневаются в ее историчности – в том числе и потому, что она, якобы, не соотносится с культурно-правовой ситуацией того времени: мол, не мог римский ставленник вот так просто взять и убить…

А вот мог…

[в таком месте в роликах о. А Кухты обычно появляется пафосная заставка]

... Ирод не имел права на иудейский престол, поскольку не только не принадлежал к потомству Давида, но и вообще был идумеем по происхождению (идумеи были насильно обращены в иудаизм во 2 в до н.э.). Он взошел на трон благодаря римлянам, которые его руками отбили Иерусалим у парфян, низложили и казнили Антигона II – последнего царя династии Хасмонеев, бывшего соотвественно ставленником парфян.
У Ирода всегда были проблемы со всем, что относится к праву и справедливости. Еще в далеком 47 г. до н. э. отец Ирода, Антипатр II, как правитель Иудеи назначил юного сына правителем Галилеи. Вскоре там вспыхивает восстание. Ирод его подавляет и казнит без суда и следствия захваченных повстанцев. За это Синедрион его самого вызывает на суд, где ему предъявляют обвинения, наказание за которые – казнь. Ирод пытается запугать суд своими телохранителями, но, понимая нерезультативность своих действий, бежит в Сирию, где вскоре римский наместник назначил его правителем одной из областей. Позже это позволило Ироду как римскому чиновнику безбоязненно возвратиться в Иерусалим. Отец своей властью удерживает Ирода от мести судьям, но жить отцу осталось недолго: в 41 году до н.э. Ирод сам становится этнархом...

Консервативные евреи ненавидели Ирода. Понимая это, Ирод пытался временами заигрывать с народом и понравиться ему. Для одной его части Ирод произвел глобальную реконструкцию Иерусалимского Храма, отчаянно надеясь, что однажды главную иудейскую святыню начнут называть Храмом Ирода – на манер Храма Соломона (этого не произошло). Для другой части своих подданных он строил всякие амфитеатры, устраивал гладиаторские бои и ристалища, инвестируя огромные средства в развитие национального спорта. А чтобы никто не сомневался в его курсе на интеграцию с братским римским народом, царь возвел дворец для императора Антония в Иерусалиме. Известен был Ирод и своими международными проектами: он построил пифийский храм на острове Родос, в Антиохии за собственный счёт вымостил главную площадь города. Разумеется, институт власти этнарха не был основан на народной поддержке, почему в иродовской активности и нельзя видеть только лишь человекоугодие – просто таково было внутреннее расположение царя. Если закрыть глаза на нравственные вопросы и попытаться дать формальные оценки результатам правления Ирода на языке экономической статистики и всяких там индексов Доу-Джонса, то, в принципе, время Ирода можно назвать успешным.Тиран хитро придерживался многовекторной политики и пытался сделать Иудею соединяющим мостом между Западом и Востоком. Но в целом Иудея все дальше отходила от своих культурно-религиозных корней в пустоцвет эллинского мира, все глубже и необратимее обустраиваясь в качестве отдаленной римской провинции. Все это не могло не раздражать местных националистов. Они то и дело надевали вышиванки и на деньги Сороса устраивали всякие провокации, которые, само собой, жесточайше подавлялись.

Желая стать немного более похожим на настоящего иудейского царя, Ирод попытался породниться с низвергнутой царской династией Хасмонеев, для чего выдал за себя замуж Мариам – внучку Гиркана. Но он сразу не разглядел возможность причудливых финтов в еврейских родословных: с точки зрения иудейского закона о престолонаследии, рожденные (пусть и от него) еврейкой царственных кровей дети «технически» оказались более подходящими для иудейского престола, чем он сам. В определенных случаях национальная принадлжежность матери доминирует над отцовской. Осознав это, Ирод убивает двух (или трех, по некоторым свидетельствам) собственных сыновей, свою жену и заодно ее родного брата, предварительно всех заподозрив в заговоре и измене. Естественно, это было неправдой; вся семья страшно боялась отца-параноика и хотела только одного: как-то выжить.

По какому праву Ирод так поступил? Спросил ли он разрешение на это злодеяние у Рима? Ну… как бы да…
Ирод написал письмо Августу. В нем он заявил о своих обвинениях в адрес своей семьи. Император посоветовал Ироду придерживаться международного законодательства, деклараций ООН и ни в коем случае не решать это дело единолично: за окном занимается новая эра эпохи демократий, поэтому необходимо созвать в Берите (Бейруте) суд и решить вопрос открыто. То бишь делу нужно дать законный вид и толк, иначе можно попасть под санкции и прочие неприятности. «Нивапрос», – сказал Ирод и устроил досрочный заочный суд своим сыновьям, которые даже не были представлены заседанию (а чего на них смотреть? кто их не видел?). Римский наместник в Сирии выразил протест и, видя бессмысленность всего происходящего, просто призвал к милосердию. Но суду виднее: родственники Ирода были осуждены на смерть. Приговор был быстро приведен в исполнение – и так ведь всё ясно, зачем почем зря тратить деньги налогоплательщиков на содержание изменников?
Дело получилось резонансным. Оппозиция и правозащитники, подозреваю, люто негодовали – ведь не случайно же с этого момента на форумах и ареопагах стали запрещать анонимные коментарии! Правды ради стоит заметить, что и сам император Август от подобных выходок председателя иудейского облисполкома тоже немного офигевал, но вынужденно предпочитал не замечать нюансов, поскольку этот психопат был полностью надежен в своей лояльности, управляем, щедр и не лез во внешнюю политику. Внутренних проблем хватает и под боком в Риме – зачем еще влазить в туземные разборки между дикарями? Все работает – вот и хорошо! Но Августу, тем не менее, приписывают такую реплику (в разных ее вариантах): «В Иудее безопаснее быть свиньей, чем царским сыном».

А тут приходят эти волхвы – к человеку, который уже занимает иудейский трон – и давай его, Ирода, троллить вопросами: где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, мол, поклониться ему хотят и все такое… Знаете, я не вижу ничего неестественного и невозможного в реакции Ирода – такой, какой она описана в Евангелии. Странно, что он вырезал детей только одного возраста, а не всех.


Волхвы перед Иродом. - церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440 гг.

Библия осуждает поклонение звездам и все формы гадания – в том числе и по звездам. Звездами можно любоваться, их даже можно дарить своим возлюбленным после дискотеки – и недорого, и романтично. Но видеть в них Бога и Его послание (в собственном смысле) нельзя. Однако Бог умеет достучаться до человека даже сквозь стены его заблуждений. Уверен, что волхвы оказались перед Иродом не случайно: Бог дал шанс и волхвам (в оригинале они называются μάγοι – магами), и Ироду – и всем на том «языке», который был им ближе. У далеких волхвов, а не у местных священников, были самые большие шансы достучаться до царя – таков был его религиозно-психологический портрет...
По преданию, волхвы, став первыми проповедниками пришествия в мир Спасителя, были крещены апостолом Фомой, присоединились к его миссии и приняли мученическую кончину, риску которой они подвергали себя с момента обращения к Ироду. А Ирод… Представляете, как бы выглядела история, если бы он, вспомнив о крови собственных сыновей, покаялся в своих беззакониях, отрекся от узурпированного трона и объявил бы подлинным Царем Израиля родившегося Иисуса? Возможно, Бог вел этого злодея к этому моменту всю его долгую жизнь, возможно, в этом была его миссия, ради которой Господь попустил столько страданий…
Но Ирод захотел остаться собой прежним – любой ценой, даже ценой попущенных Богом страданий. Как некогда сатана в образе змия в Раю: вместо того, чтобы умилиться чистоте богозданного мира человека и раскаяться, он переступает черту невозврата, соблазняя человека и разрушая его мир. Или как злые евангельские виноградари, завидев сына и наследника хозяина виноградника, убивают его, а не приносят плоды покаяния. Ироду осталось недолго...

Но тут проблема не только в Ироде. Дело ведь не только тех, кто узурпирует власть, но и в тех, благодаря кому ироды приходят к этой власти: как что-то предпринявшие для этого, так и оставшиеся безразличными и бездеятельными в стороне. Дело не только в тех, кто раздает приступные приказы, но и в тех, кто, щелкая каблуками, спешит их выполнить и подобострастно отчитаться. Не только Ирод считал «приемлемыми потерями» гибель беспомощных младенцев для достижения своих целей, но и целые миллионы считают так сегодня – да, я про аборты, но не только. Например, еще и - про определенный тип военных действий…
Каждый абортарий – знамение Вифлеема. Каждый генерал, посылающий бомбить жилые кварталы – ирод, и не важно, что нарисовано на крылях его самолетов: свастика, красная звезда, белая, или еще какой розовый котик.

В жизни каждого есть место ироду. Упаси, Боже, от его доли, но если уж и пришлось, то не позволь переступить ту самую черту невозврата и дай найти к Тебе путь – даже только для того, чтобы сделать по нему лишь один единственный шаг, последний шаг в своей жизни.

Tags: логотея, праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments