fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Сын Давидов

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова… Сегодняшнее Евангелие от Матфея сложно было даже прочитать – не то, что слушать. Но тем не менее, оно очень важно: на кануне Рождества Церковь с ссылками на соответствующие евангельские тексты свидетельствует, что Иисус из Назарета – именно тот, о ком говорили пророки: Мессия, являющийся потомком Авраама, Исаака и Иакова, происходящий из колена Иудина (Быт. 49:10), от «корня Иессея» и потомок Давида (3Цар. 2:4).
Родословная приводится не полностью, кстати. Семнадцатый стих первой главы Евангелия от Матфея объясняет почему: «Всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» - автор использует число «14», как условный размер своих списков. Напомню: еврейские буквы еще являются и цифрами, т.е., написанные слова могут быть еще и числами. Благодаря этому иудейская экзегетика в своем арсенале имеет так называемую гематрию (ивр. ‏גימטריה‏‎) — один из методов анализа смысла слов и фраз на основе числовых значений входящих в них букв. Так вот, число имени Давида – 14...
Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус по человечеству был потомком Давида через Иосифа – мнимого, но законного отца Иисуса. Речь здесь о правах законного наследования через закон Моисея, которыми несомненно обладал Иисус по отношению к Иосифу.


"Родословие Иисуса от Адама". Роспись купола храма Христа Спасителя в Хорах, Стамбул, XI в.


Никто из современников не поставил под сомнение мессианство Иисуса по факту Его генеалогии. По факту места рождения – ставили (см.: «Из Назарета может ли быть что доброе?» из Ин.1:46), но по родословию – нет, не ставили.
При этом следует отметить, что родословные записи рода Давида, а также родословные священников и левитов хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э. Таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор уже больше не представляется возможным достоверно прослеживать чьи-либо родословные. Записи считаются безвозвратно утерянными, и сегодня иудеи имеют серьёзные проблемы с наблюдением своих колен и родов. Это говорит о том, что теперь никто из них не может подтвердить свою претензию на мессианство фактом своего происхождения. Разумеется, происхождение – не единственный признак Мессии, но, тем не менее, без него не обойтись никак, ибо Мессия технически должен иметь право на престол Давида.

Родословие Иисуса приводится к Иосифу. Но почему же не к Деве Марии? Потому, что в Библии еврейство определялось преимущественно по отцу. Выведение еврейства по матери получает распространение намного позже разрушения Иерусалимского храма, но, вероятно, имеет и единичные древние прецеденты.

Насчет родословия по женской линии. Сегодня получило достаточно широкое распространение концепция «родословия Марии», согласно которой Лука указывает родословную Иисуса именно по матери (Лк. 3:23-38). Этим среди прочего объясняется часть расхождений двух евангельских родословных. Согласно этой версии, Лука называет Иосифа «сыном» (зятем) Илии в правовом отношении, так как женщина не могла указываться в родословной в качестве звена в цепочке наследования. Таким образом, Лука, в отличие от Матфея, артикулирует не «исторические», а «экономические» стороны происхождения Иисуса – определяет Его место как субъекта прав и отношений современного Ему общества.
Лука пишет: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна» (Лк. 2:1-5). Перепись населения – разумеется, не просто любовь к статистике. Она производилась в интересах оптимизации налоговых сборов и касалась владельцев имущества – т.е., прежде всего мужчин. Участвовать в переписи могли и женщины, если они имели имущество и\или наследство, имевшее значение для налоговой переписи (во втором случае – только если они были единственными дочерями-наследницами).
Мария далеко не бизнес-классом преодолевает более 100 км от Назарета до Вифлеема, находясь на девятом месяце – почему? Готовность любой ценой исполнять приказы оккупантов? Не совсем! Это не иначе как потому, что у Ней было наследство в Вифлееме, имевшее значение для налоговой переписи, сама она была единственной дочерью-наследницей, а в случае неявки могла лишиться права наследования.
Идем далее. Закон о наследстве дочерей описан в Ветхом Завете: «Если кто умрёт, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его» (Чис. 27:8). Но чтобы сохранить право на землю, такая дочь-наследница имела право выйти замуж только за мужчину из своего же колена (Чис. 36:6-9). Мария и Иосиф происходят из колена Иудина и оба являются потомками царя Давида. И именно потому, что Иосиф взял в жёны дочь-наследницу, его имя оказалось записано в родословной его жены. Библия описывает иной аналогичный случай: «Из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем» (Неем. 7:63). Выражение «и стал называться их именем» означает, что имя мужа, который женился на дочери наследнице, заносится в родословный список жены.

Иисус являлся потомком Давида путем усыновления через Иосифа и по кровной связи через Марию. Бог повелевает Гавриилу идти «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома и отечества Давидова» (Лк.1:27). Но важно то, что даже Лука, проводя родословную Иисуса через Марию, приводит пророчество, что «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его...» (Лк. 1:32). На самом деле обе генеалогии преследуют одну главную цель: показать то, что Иисус –  тот самый Сын Всевышнего. Ссылки на человеческие имена в этой задаче – только средства.

И вообще! В Писании обещанный Мессия называется «семенем жены» (Быт. 3:15), что уже указует на некую… э-э-э-э… необычность генеалогии пришествия Мессии. Пророк Исайя за века до этого восклицает о Мессии «Род Его кто изъяснит?» (Ис.53:8). Да никто! Наши недоумения в осмыслении темы родословий Иисуса возникают не на пустом месте: Боговоплощение – средоточие тайн Божих.
В заблуждение вводит еще неточность перевода греч. «генесис» - это не «родословие» буквально, а «происхождение». Христос, пришедший от семени жены без участия мужчины, не имел родословной в привычном смысле этого слова. Для людей, не знавших о божественном происхождении Иисуса, Он был «сын Иосифов» (Лк.3:23), или «плотников сын» (Иосиф был плотником - Мф.13:55), но для верующих в Его мессианство Он был Сыном Давида – не в том смысле, в котором таковыми являлись многие из потомков славного библейского царя, а в том, в котором это бесило фарисеев (см.: Мф. 15:22, 20:30; Мк.10:47 и др.). В мессианском.

А еще я на проповеди сказал, что тема родословия актуальна и в качестве напоминания нам о наших собственных корнях. Помним ли мы своих предков? Знаем ли мы историю своей семьи и своего народа? Помним ли мы, кто мы и откуда? И знаем ли, кто мы и куда?

Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments