fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Я пришел

О десяти прокаженных мы сегодня читали в Евангелии, поэтому мы сегодня поговорим о проказе.

Книга Левит в 13 главе говорит нам, что те, кто болен תערצ («цараат») – болезнью, название которой переведено на русский как проказа, должны быть изгнаны за пределы стана. Под проказой мы обычно понимаем лепру – опасную заразную болезнь. Поэтому такое суровое предписание являлось вполне себе соответствующим интересам древнего общества: ведь и сейчас мы изолируем опасных больных – правда, не изгнанием, а помещением их в лепрозории и другие типы закрытых медицинских заведений. Но извиняйте, тогда таковых не имелось, а как лечить цараат древние иудеи не знали – так же, как мы сегодня не знаем, что евреи называли цараат.
Нынче проказа – инфекционное заболевание, сопровождающееся поражением кожи, мышц, гортани, внутренних органов, тогда как «цараат» - кожное поражение, налет на одежде или на стенах и убранстве дома. Если мы посмотрим, как описывается цараат в Ветхом Завете и сравним это описание с признаками лепры, то мы увидим, что это совершенно разные недуги. Артикулируя внимание на это, талмудисты учат, что цараат – это ни на что не похожая особая духовная болезнь, которая имеет внешние признаки, которыми она обнаруживается, но к которым она не сводится. В доказательство такой точки зрения приводится то, что Тора наделяет полномочиями диагностировать заболевание цараат (и исцеление) только священников, а не врачей.
Более того, цараат – единственная болезнь, которая делала человека «исключительно» нечистым, вычеркивая его не только из культа, но из еврейского стана вообще. «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть непокрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!» (Лев.13:45). Заметьте: должен кричать не «болен» или «заразен», а именно «нечист», т.е., скверен. Один из мудрецов Талмуда в споре об отношении к прокаженным вообще предлагает бросать в них камни. Так себе перспектива…

Проказа, по мнению раввинов, является наказанием за служение идолам, прелюбодеяние, убийство, оквернение Имени, богохульство, вероломное мошенничество, предвосхищение полномочий, самомнение, злоречие, зависть, ложную  клятву. Особенно акцент делается на злоречие (еще та проказа, согласен). Талмудисты также настаивают на том, что цараат мог болеть только еврей, а некоторые их них даже утверждают, что болеть могли только евреи-мужчины – поскольку женщина не может кричать «нечист» (прилагательные в иврите изменяются по родам). Согласно Галахе, гоев вообще никто не осматривал и не отделял, поскольку они сами по себе вне диагнозов были нечисты, от них по умолчанию евреи должны были быть отделены сами, что среди прочего и понималось как святость Израиля. Даже прозелит не подвергался специализированному священническому освидетельствованию, если признаки болезни появились у него до того, как он принял иудаизм.
Тора описывает процедуру освидетельствования исцеления от цараат, но раввины говорят, что она ни разу не была актуализирована. Со времени получения Закона Моисея не было ни одного случая исцеления какого-либо еврея от проказы ни в Священном Писании, ни в других еврейских источниках. Хотя Мариам (сестра Моисея) исцелилась от проказы, это было до Закона и написания тринадцатой и четырнадцатой главы книги Левит. Нееман был исцелён от проказы, но он был сирийцем, а не евреем, и вообще еще неизвестно, что у него там был за цаарат, и тот ли это цараат, поскольку больной не был освидетельствован священником достоверным для нашей ситуации образом.
Некую долю загадочности приносит утверждение раввинов, согласно которым цараат, как особое наказание от Бога, пропало с разрушением Первого Иерусалимского Храма, после которого эстафету, якобы, приняли другие болезни, несчастные случаи и личностные поражения.

Мы постепенно подходим к главному. Иудеи учат, что только Мессия может исцелять от цараат. Есть три знака, по которым можно узнать Мессию, и исцеление от проказы (наряду с исцелением от немоты\глухоты и хромоты) - один из. Частично, этот перечень знаков коренится в Ис. 35:5-6: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35:5-6).
Антихристианская иудейская полемика использует названные выше соображения против подлинности мессианства Иисуса – мол, проказа, о которой говорится в сегодняшнем Евангелии (Лк. 5:12-16, а также в Мф. 8:1-4, Мк.1:40-45 и Лк. 5:12-16) – не настоящая проказа-цараат, а значит и чудеса, даже если их признать фактически подлинными случаями исцеления от какой-то кожной болезни – не мессианские.

Что на это можно сказать? Как говорил один мой друг детства, у которого была большая проблема с чувством юмора, в ответ на шутки и анекдоты: «Сам придумал – сам и смейся». Нас ничто не обязывает подстраиваться под загадочные представления современных христианству иудеев о цараат.
Вполне разумно согласиться с тем, что в книге Левит речь идет не о лепре из МКБ-10, и вообще не о конкретной болезни, а лишь о симптоматике, которая частично либо полностью не соответствует современному диагнозу «лепра». Но, возможно, проказа-цараат соответствует другим патологическим состояниям, известным нам ныне, или не соответсвовует, поскольку может случится и так, что загадочная болезнь преодолена в филогенезе человечества и более не встречается.

Заметим, что и наиболее древние греческие упоминания лепры тоже говорят о чем-то, отличном от того, что называют проказой в наши дни. Самое древнее упоминание о лепре мы находим у Геродота: «Кто из горожан страдает лепрой или белыми лишаями, тот не входит в город и не вступает в сношения с другими персами. Эти недуги персы приписывают какому нибудь греху человека по отношению к Солнцу. Всякого чужеземца, страдающего этими недугами, они изгоняют из своей страны. По этой же причине многие убивают также белых голубей».
И Гиппократ называет лепрой что-то аналогичное - возможно то, что сейчас называют псориазом или витилиго.
Возможно, древние греки вообще не были знакомы с той болезнью, которую сейчас мы называем лепрой. Аретей Каппадокийский (1 в. н.э.) считал, что Аристотель под названием satyriasis понимал проказу, и он же, Аретей, первым дает несомненное описание лепры в современном ее понимании, хотя называет ее другими названиями:: leontiasis – «львиность» (имеется ввиду особые поражения лица), elephantiasis – «слоновость» (имеется ввиду особые огрубения и уплотнения кожи, не путать с тем, что сегодня называется элефантизмом).
Плиний пишет, что эту болезнь завезли с Востока во времена походов Помпея, а до того ее в Италии не знали. Первые сведенья об этой болезни в Европе содержат сведения о ее распространённости в Египте. Вполне возможно лепра зародилась в Индии или Китае.
У Теофраста лепра - короста или лишай. Часто за лепру принимали ихтиоз, а сам ихтиоз назывался псевдопроказой.
В общем, в истории одна и таже болезнь могла называться по-разному, а разные - могли называться одинаково. Такое случалось как ввиду отсутствия всеобщей классификации болезней, так и ввиду того, что люди, ничего не зная о патогенных бактериях и вирусах, описывали и классифицировали болезни по проявлениям, а не по сущности.

Мы видим, что кто-то пытается ловить рыбку в мутной воде терминологии. История с Мариам и Нееманом нас, свободных от обременений талмудических смыслов, вполне убеждает, что цараат болели как евреи, так и неевреи, как мужчины, так и женщины, как до разрушения Первого Храма, так и после. Нынешние десять прокаженных, один из которых не был евреем, болели именно той болезнью, способность исцелять от которой являла мессианское достоинство Иисуса. Современные Иисусу критики не использовали возможность отвергнуть Его претензии на мессианство посредством указаний на то, что проказа была «не той», или что исцеление было ненастоящим.

В Евангелии от Матфея имеется еще одно повествование об исцелении прокаженного (Мф. 8:1-4), там Господь заканчивает историю такими словами, обращенными к исцеленному: «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». Т.е., совершенно очевидно, что Христос передает священникам послание через исцеленного. Он тем самым не просто велит выполнить регламент Моисеева Закона об исцелении прокаженного, но и делает заявление о Своем Мессианстве по «ГОСТам», принятым у иудеев того времени: Я ПРИШЕЛ.
Господь принимает эти «ГОСТы» и заявляет о Своем соответсвии им. Давайте вспомним о заключенном в темницу Иоанне Крестителе, который посылает к Иисусу своих учеников с вопросом о том, действительно ли Он Мессия. Что ученики слышат в ответ?
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». (Мф. 11:4-6)

Прочтите вот эту еще мою запись о мессианском чуде https://serge-le.livejournal.com/485200.html

Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments