fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Не вечна - не жизнь


  • "И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет " (Лк. 12, 16-21)


Святитель Феофан Затворник в своем толковании говорит, что богач был поражен смертью за то, что впредь собирался только есть и пить: этой ночью его душу возьмут (в оригинале: «истребуют» –  словно речь идет о судебном иске). Но кто? Бог? Ангел смерти? Разбойники? Передоз алкоголя? Несчастный случай?

Человека убивает его отношение к жизни. Он думает, что все то, что он копит, является достаточным для оптимизма. Все земные блага – это то, что является для него единственным показателем достатка, сытости, благополучия и универсальным поводом к успокоению. Но в предыдущей главе мы читаем такие слова Господа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23). Дерзну добавить: чем больше человек богатеет вне Бога, тем больше он беднеет в Боге – в источнике Жизни. Чем больше он заблуждается относительно Жизни, тем ближе к нему смерть. Богач все поставил на зеро и проиграл соответственно все.
Казалось бы, богач мог бы оправдаться тем, что все останется его детям – «все ради них». Разумеется, в материальных заботах до того, как они приобретают предосудительные формы, имеется здоровая доля попечения о потомстве. Но здесь богач не вспоминает о детях – потому, что он в своем эгоизме позабыл о них напрочь, или потому, что он их утратил или не нажил, или потому, что справедливый суд Бога обличает его и не дает ему спрятать свой грех жадности, праздности и суетности за лицемерием, которое умело подражает заботе о семье. Богач просто не может остановиться, он хапает и хапает, и ничто не может его насытить, поскольку это в принципе невозможно – как невозможно утолить жажду морской водой: чем больше ее пьешь, тем больше жажда и хуже прогнозы. И тут уже не важно, что именно он гребет: деньги, славу, спичечные этикетки, лайки или индексы по Скопусу. Без Бога всё есть ничто.



Сейчас не говорят о богатстве, а говорят о так называемом уровне жизни. Считается, что это объективная социологическая характеристика, которая имеет проверяемые измеримые параметры: уровень дохода, качество питания, условия труда и отдыха, ресурс здоровья и доступность медицины… Духовных показателей нет: не измерять же духовность в километрах крестных ходов, метражах новопостроенных храмов, количеством духовенства на душу населения. Измерение – это оценка пространственно-временных характеристик объекта, но ведь тут идет речь о чем-то вневременном и внепространственном, а значит – и безразмерном. Вот, длину нельзя измерять в килограммах, массу – в ваттах. А вечность вообще нельзя ни в чем измерять: это либо она, либо нет… Либо вечная жизнь, либо не вечная. А если не вечная – то жизнь ли это? Впрочем, и погибель может быть вечной. И она тоже не погибель, пока не вечна. Разница между жизнью и смертью не количественная, а качественная.
«Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие»…

Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments