fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Господин Субботы


  • В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы (Лк.6.1-6)




Христос своими чудесами и самоназваниями однозначно заявил о Своем мессианстве. Это заявление было услышано специалистами от иудейского закона, и те, приняв его, начали тщательно следить за каждым словом и делом нашего Господа. Наверное, кто-то делал это искренне и с надеждой «а вдруг?», но всякого рода лже-мессий к тому времени Израиль повидал (и еще повидает) много, и поэтому большинство таких вот исследователей профессионально выгорело и превратилось в злобных, мелочных, циничных и занудных тварей, продающих свои знания и статус. Это объясняет описанную в приведенном отрывке ситуацию: за Христом следуют не только Его ученики, но и эти… целой синодальной комиссией, сопровождая Его в путешествиях и настигая Его провокациями вдалеке от синагог и прочих мест своего естественного обитания. Они в поисках компромата преследуют Иисуса повсюду! Учитывая, что у иудеев регламентируется даже процедура хождения в туалет, то, наверное, шансов у Христа хоть где-то побыть одному выпадало не много…

И вот мы читаем о событии, которое происходит в пути, вне населенных пунктов, в субботу – «первую после второго дня». Напомню: Пасха праздновалась 14-го нисана, в какой бы день недели ни приходилось это число. Вечером 14-го нисана ели пасху; второй день Пасхи, с вечера 15-го нисана, был праздник опресноков, длился семь дней. Пасха совпадала со временем жатвы хлеба в Израиле. И по закону Моисея, на другой день праздника Пасхи надлежало приносить священнику первый сноп жатвы, а до этого дня было запрещено есть новый хлеб и зерна нового урожая (см.: Лев. 23:5-6, 10-11,14). Но после второго дня Пасхи это делать уже было можно; можно было также срывать колосья с чужой жатвы, но только если руками, а не серпом (см.: Втор. 23:25) – хоть и впритирочку всё, но тут не подкопаешься. Тем не менее в субботу нельзя заготавливать себе пищу и трудиться в поле, поэтому жатва (коцер), молотьба (даш), веянье (зоре), пусть ладошками и не в промышленных масштабах, считались предосудительными. А апостолы срывают колосья, растирают их и едят зерна – то ли, они так изголодались, то ли просто решили символически «разговеться» на новый хлеб.
«Ага-а-а-а-а! Попа-а-а-ались!»

Фарисеи считают ниже своего достоинства вступать в спор с учениками Христа, с этими, типа, колхозниками. Со своими обвинениями они обращаются сразу к Иисусу. И вот реакция Господа очень интересна!
Господь на этот раз обличает фарисеев не в извращении Закона – Он имеет ввиду что-то другое…
В ответ Господь приводит аналогию (там и там речь о запрещенном хлебе): историю, которая излагается в 21 главе Первой книги Царств. Имеется ввиду случай с Давидом, который, будучи гонимым Саулом, пришел к священнику Ахимелеху и просил у него хлеба для утоления мучившего его и его спутников голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду так называемые хлебы предложения. Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе, «пред Господом от сынов Израилевых» (см.: Лев. 24:5-9). Каждую субботу их сменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть ТОЛЬКО священники и строго на том месте, где они были положены (см.: Лев. 24:9).
То есть, факт остается фактом: технически Давид не являлся священником и не имел права есть этот хлеб. И первосвященник технически не имел права этот хлеб отдавать Давиду. И Христос признает это! Из сути аналогии следует, что, опять же, технически фарисеи правы: да, закон субботы (по крайней мере, в обсуждаемом его виде) действительно воспрещает срывание и растирание колосьев в шаббат. Нужно иметь в виду, что нарушение субботы – «расстрельная статья» (см.: Исх. 31:13-16). И хоть в эпоху римского владычества уже не наказывали за нарушение субботы смертью, но духовные прещения оставались очень серьезными. В случае упорства наказание за такое – «карет» (ивр. ‏כָּרֵת‏‎ — букв. «отсечение», перен. «истребление»), отдаленный аналог анафемы, которая, якобы, произносится самим Богом.

Но в чем тогда суть ответа Иисуса своим обвинителям? Вот в чем.
1. Суд должен быть справедливым, что, среди прочего, предполагает умение судей не смотреть на лица обвиняемых. Почему учеников Христа, этих бедных работяг, они осуждают, а Давида – нет? Слабо?
2. Толкователи придумали вариативные формы оправданий поведения Давида – прежде всего потому, что они любили Давида. Сейчас же оппонентами Христа движет ненависть. Судья, уличенный в предвзятости и других формах негативной пристрастности, должен быть отстранён – ненависть свидетельствует против него самого, согласно Мишне.
3. Осуждая учеников Христа, фарисеи осуждают и Давида – святого пророка и царя Израиля и самих себя. И мы, осуждая ближних, осуждаем святых, в житиях которых тоже чего только не было.  И себя, поскольку и в нашей жизни (и жизни наших близких) чего только нет.
4. Ну и суббота – знаете ли, тоже не самое подходящее время для устроения судилища. Шаббат – это «онег» (עונג - удовольствие, наслаждение), т.е., самый радостный, а не самый мрачный день недели. Уйдите, противные, не портите праздник и не согрешайте тем самым!
5. Не вам, господа, судить Давида – это правда! Но и не вам, красавцам, судить учеников Господа. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его?» (1Кор.2:14-16).

Христос, называя Себя Господином Субботы, берет всю ответственность за поступок учеников на Себя (не будучи причастным к нему лично) и вызывает огонь претензий в Свой адрес: «Не к ним цепляйтесь, а ко Мне, поскольку, собственно, речь о Моем Мессианстве, а не об их святости». Христос в данном случае не считает нужным вступать в спор о частных аспектах соблюдения ветхой еврейской субботы. «Ну, допустим, нарушили, и че?». Давайте спорить не о частностях, а о главном – всеобщем, определяющем всякую частность: о Христе, поскольку Он есть Господин Субботы – того самого дня, который напоминал евреям как о свершившемся избавлении их от египетского рабства, так и о всеобщем грядущем Избавлении, которое имел принести Иисус для всего человечества.

Tags: логотея, суббота
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment