fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Мирись с соперником твоим


  • «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (Мф.5:22).

«Рака» - по-видимому, обзывалка, имеющая отношение к интеллектуальным способностям собеседника, а «безумный» - к нравственно-духовным его качествам (как в фразе «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Пс.13.1) – это не о логическом выводе, а о жизни без Бога и чувстве безнаказанности).
Интересно, а как насчет того, чтобы назвать брата своего еретиком и раскольником? Это же ведь еще большее оскорбление?

Рассказывали об авве Агафоне следующее: "Пришли к нему некоторые, услышав о великой его рассудительности. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: "Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец?". Он отвечал: "Да, это правда". Они опять спрашивают его: "Ты, Агафон, пустослов и клеветник?". Он отвечал: "Я". И еще говорят: "Ты, Агафон, еретик". Он отвечал: "Нет, я не еретик". Затем спросили его: "Скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес?". Он отвечал им: "Первые пороки я признаю за собой: ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком – значит быть в отлучении от Бога; но быть отлученным от Бога я не хочу". Услышав сие, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание" («Скитский патерик»)

Вот правда: когда меня называют дураком и идиотом, то мне как-то все-равно. Привык, наверное. А когда, какое-то косматое чудо-юдо, прочитавшее две книжки, называет меня еретиком или чем-то иным подобным, характеризующим мою веру, то только великое смирение и бесстрастие удерживает меня от того, чтобы благословенной десницей да по окаянной вые с размаху не припечатать...

Или если не во гневе и ненапрасно, то можно? А вот не факт!
Да, есть люди, которые и во гневе могут говорить правдоподобные вещи, а перед нами на самом деле может оказаться недалекий или неблагочестивый человек. Но относительно таких случаев сказано в другом месте. Напомню: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?» (Мф.7:1-4).

И что толку объяснять дураку (клиническому, настоящему), что он дурак? Вот, что можно прочитать в толковании Ефрема Сирина на этот евангельский стих: «Заметь, что не так воздается тебе, как ты разделяешь. Ибо если скажешь прелюбодею: «прелюбодей», то ни тебе нет за то никакой награды, и он не потерпит большего наказания, чем заслуживает».
Нет, конечно, если ты уверен, что можешь сказать дураку, что он дурак, таким образом, что он станет умнее или более адаптированным, то валяй! Если ты уверен, что можешь обличить так, что это приведет к обращению – вперед! Ну а если нет, то зачем это все? Какой твой умысел? Месть за несоответствие ожидаемому?
Тут вспомнилось еще одно место Писания: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Господь разберется!



Часто свою решительность в духовном изничтожении своего врага (иногда мнимого – того, кто не хочет враждовать и открыт для сотрудничества) опрадывают цитатой из Мф.18:15-17 с артикуляцией на «да будет он тебе, как язычник и мытарь». Да, есть такое место в Писании! Но не забываем и про другие: те, в которых Господь собственным примером показывает, как нужно относиться к язычникам, мытарям и прочим самаритянам.
И ответ Господа на вопрос о том, кто наш ближний, тоже обновите в своей памяти!

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…» (Мф.5:23-25). А вариант, в котором не брат имеет что-то против нас, а мы – против брата, даже не рассматривается. Сложно представить, как нужно будет поступить с жертвой в свете сказанного Господом, если вдруг выяснится, что не нас, а мы ненавидим - процентов так 90 от окружающего нас мира.

Tags: Библия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Волшебные мечтания

    Из чина Благословения креста для ношения на теле: "...И якоже жезл Ааронов, к отражению сопротивных неверствия, и испражнению волшебных мечтаний…

  • Пленным освобождение

    «И пришел [Иисус] в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments