fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Калиновский: топор над колыбелью младенцев

Коллеги К. Калиновского по Польскому восстанию (1863—1864) вспоминают собственно о Калиновском. Цитирую по: К. Калиновский в воспоминаниях и публикациях современников // К. Калиновский. Из печатного и рукописного наследия. Минск, 1988. С.159-196.


  • Якуб Казимир Гейштор - один из руководителей восстания на территории Литвы и Беларуси, возглавлял отдел управления провинциями Литвы. После подавления восстания был арестован приговорён к смертной казни, но помилован и отправлен на каторжные работы. Приведенная цитата объясняет главное отличие понимания «польского дела» Калиновским: он воюет не просто против России; он – проповедник гражданской классовой войны. В тексте отчетливо заметны осуждения самоуправства и неподчинения центральному командованию. Но понимание ойчизны и народа Кастуся Гейштор не противопоставляет своему пониманию.

«[Калиновский] Предан был душой и сердцем народу и отчизне, однако сторонник крайних революционных теорий, не останавливавшийся даже перед развязыванием гражданской войны, помышлявший к тому же о самостоятельности Литвы… При первом знакомстве доказывал мне, что участие шляхты и помещиков в восстании не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков. В порядке снисхождения допускал участие шляхты в рядах повстанцев, но не в своих поветах, а только там, где ее не знали. (…) Перед самым отъездом имел с ним нелегкий разговор; получив от меня инструкцию, он высказал мне массу упреков относительно трактования людей и дела. Я терпеливо выслушал его; что посчитал правильным в его замечаниях, одобрил, однако основные тезисы повторил без изменений. Когда он вновь попытался перечить мне, я спросил его категорически, признает ли он власть и собирается ли ей подчиняться. Он понял вопрос... Я рекомендовал Калиновскому не признавать никаких различий между сословиями, не восстанавливать против себя шляхту-землевладельцев, считать их силой, необходимой восстанию, его живительной душой. Однако Калиновский до конца остался приверженцем радикальных взглядов и, несмотря на всю силу своего патриотизма, не сумел подняться до беспристрастности» …
Gejysztor J. Pamiętniki z lat 1857-1865. Wilno, 1913, Т. 1. S. 221-222.


  • Ежи Игнаций Кучевский Порай - член повстанческой организации Виленской губернии. Эмигрировал и писал воспоминания о событиях восстания. Приведенный фрагмент очень красочно толкует о «популярности» идей Калиновского среди простого белорусского народа. Месть и кровавая резня, проповедуемая Кастусем, не привлекала наших предков «с благородными моральными чертами».

«В эту пору появилась подпольная революционная газета, ставившая своей целью призыв к поджогам и кровопролитию, подстрекание крестьян против русских чиновников и бывших панов. Крестьяне призывались к тому, чтобы они сами установили для себя справедливость с помощью резни. Эта газета, выходившая па белорусском языке под названием «Мужицкая правда Янки из-под Вильни», распространялась в тысячах экземпляров. И в этой газете не видно было здравых рассуждений, хоть сколько-нибудь подлинной обиды за причиненные кривды, глубокой скорби, потребности в возрождении, возвещались лишь кровавая месть и преступления, освящаемые и оправдываемые этой местью. Литовский народ испытывал тяжкие страдания… (…) До его сердца легче дошли бы слова сочувствия его глубокой скорби, слова, взывающие к его чувству порядочности во имя христианского всепрощения, братской любви и забвения, чем призыв к кровавой мести французской гильотины. И не одной лишь этой благородной моральной чертой литовского народа можно объяснить то, что «Мужицкая правда» никогда не оказывала на него влияния и не вызывала тех чувств, породить которые она пыталась. Общее недоверие к господам и ко всему господскому являлось одной из главных причин того, что крестьяне быстро поняли, что их обиды описывались не рукой крестьянина «Янки из-под Вильны», а рукой какого-то скрытого пана, что не было волей народа то, к чему науськивал этот Янко, ибо парод не нуждался покамест в большем, имея свободу и данную ему землю. После тяжких страданий было это уже великим и бесценным для него счастьем. А если и ждал передачи ему земли, то другими путями - теми, в которые он верил: из рук царя. «Мужицкая правда» ни в коем случае не могла достичь своей цели - и народ своим сердцем и всем споим положением понял это. Эта газета гораздо большее впечатление производила в противоположном направлении, т. е. на самих помещиков».


  • Пшиборовский Валерий (псевдоним Зыгмунт Люциан Сулима) (1845-1913) - польский историк и писатель, участник восстания 1863-1864 гг. Не только люди, воевавшие против повстанцев, подчеркивали жажду власти и беспрецедентную жестокость Калиновского, но и его коллеги: ведь для Кастуся нет никакой проблемы в том, чтобы в интересах будущей Польши убивать даже детей – если они шляхтичи. То, что он делал, называлось его современниками сепартизмом прежде всего потому, что слова «беспредел» тогда еще не придумали. Белорусский мужик не впечатлялся и не стал бороться за независимость Польши. Да и деток жалко.

«Теперь, однако, они высказывали свои стремления к сепаратизму, хотели полной свободы своей власти, только слабыми нитями связанной с Центральным варшавским комитетом. Этот последний не очень охотно, но, не имея другого выбора, уступал, хотя деятельность Виленского комитета была очень ограничена, и он в основном занимался распространением организации, которая, как уже упоминалось, в Литве шла с трудом. Калиновский, впрочем, проникшийся идеями красной демократии, пытался организацию ограничить только крестьянским людом, не заботясь о других прослойках и открыто заявляя, что только мужик может поднять на своих сильных плечах будущую Польшу. Со своими демагогическими устремлениями, он не хотел никакой шляхетской организации, напротив, высказывался, что «топор не должен задерживаться даже над колыбелью шляхетского ребенка». При этом он был одним из главных сторонников и популяризаторов сепаратистских литовских устремлений и неоднократно высказывался на своем ярко народном языке, что «глупым варшавским головам нельзя доверять судьбы Литвы». По этой причине эта организация была очень слабой и очень свободно распадалась, потому что литовский мужик неохотно в нее вступал и вообще не понимал, чего от него хотят. Напрасно Калиновский, одетый в сермягу литовского крестьянина и обутый в лыковые лапти, бродил от деревни к деревне, от корчмы к корчме и пропагандировал идеи полной передачи земли крестьянам, те слушали его покорно, но к действию не очень стремились. Звеждовский-старший, более опытный, а потому более умеренный, не питал почти никаких иллюзий на то, что литовский парод можно побудить к вооруженной борьбе за независимость Польши, и в предстоящей борьбе за эту независимость рассчитывал только на шляхту, которую Калиновский хотел полностью уничтожить».
Z. L. S. (W. Przyborowski). Historia dwóch lat. Kraków, 1896. S. 313-315.


  • Лимановский Болеслав (1835-1935) - в 1861 году за организацию антиправительственной демонстрации в Вильно сослан в глубь России. Участник различных революционных сообществ. В 1881 году основал организацию «Люд польский», положившую начало социал-патриотическому движению в польском рабочем движении. Приведенная цитат объясняет, почему Калиновский так понравился большевикам – просто он был предтечей большевистского «решения классового вопроса». Ну и Ластовский сделал хитрую презентацию, сыграв на общих интересах, видать.

«Мы слишком мало знаем о Калиновском, в то же время эта прекрасная и благородная личность заслуживает отдельной монографии. Сын мелкопоместного шляхтича, ткача из-под Свислочи, после окончания гимназии в Литве поступил в Московский университет, где стал настоящим апостолом - так его называли друзья - демократически-патриотических взглядов. Готовый всегда поделиться последним куском хлеба с каждым земляком, встать на защиту интересов своих друзей, в землячестве он пользовался большой любовью и уважением. Исключенный из Московского университета за распространение запрещенной литературы, взяв при этом чужую вину на себя, он переехал в Петербург, где окончил университет со степенью кандидата и получил место в Публичной библиотеке. В Петербурге Калиновский благодаря Сераковскому и Домбровскому сблизился с русскими революционерами. Ратч называл его учеником коммунистической литературы... Демократического общества и федеративных идей «Колокола» и был в этом несомненно прав, так как Калновский являлся сторонником общественных принципов, сформулированных Ворцелем, признанных Лелевелем, развитых Герценом»...
Limanowski B. Historia powstania narodu роlskego w 1861-1864 г. Lwow, 1909. S. 446-448.

Tags: политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Калиновский: "Я преступник не по убеждению"...

    Сайт радио «Свобода» разместил у себя статью Василя Герасимчика, в котором тот критикует мой пост (даже два сразу) в ЖЖ по…

  • Не вечна - не жизнь

    "И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать…

  • Итак

    Есть восстание, которое называют Польским не только российские источники, но украинские, польские, англоязычные, - поскольку оно своей целью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments