fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Мало веры


  • Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:14-23)



История появления мер тесно связано с осмыслением размеров зерен. Считается, что вес ячменного зерна служил первой единицей веса... Господь же использует горчичное зерно для условного измерения размера веры. Правда, нужно заметить, что в русскоязычной Библии мы имеем неточный перевод для термина «горушечное зерно», и какое именно растение имел ввиду Иисус, мы не знаем в точности, что тоже очень символично… Но в любом случае, это какое-то очень маленькое семя, из которого потом прорастает очень большое растение. Если бы Господь восхотел сегодня измерить мою веру, то, вероятно, Он бы упомянул о понятной для нас всех осине, пятьдесят тысяч семян которой весят всего четыре грамма.

Есть вера размером, хотя бы, с горчичное зерно – есть древо чуда. Нету веры – нету чуда. А из чего ему произрасти? Размышляя над этим фрагментом, обычно говорят о проблеме веры в ее количественном измерении: много-мало. Это правильно! Но правильно не только это…

Блаженный Иероним полагает, что тогда, когда Господь необходимую веру меряет с горчичным зерном, то Он не имеет ввиду то, что для того, чтобы изменять ландшафты силой мысли, достаточно совсем мало веры. Если Господь уподобляет Царство Божье горчичному зерну (Мф. 13:31-32), то никто не должен думать, что Царство Божие есть что-то мизерное и незначительное, а раз так, то и вера, необходимая для указанного чуда, будучи сравненной с горчичным зерном, может представлять собой метафору уподобления не размеров и количества, а смысла и качества. «Вера, сравниваемая с зерном горчицы, велика», заключает отец Церкви. Почему? Потому, что она соответствует Царству: Если вера и Царство уподоблены горчичному зерну, то почему бы не уподобить веру и Царство друг другу? Это то, что в логике называется свойством транзитивности.
Иероним вообще считает, что Господь горой называет демона, а не искривление поверхности земли. «В самом деле, ведь имеет значение не столько передвижение горы с одного места на другое и тщетное искание на показ чудесных знамений, сколько перемещение на пользу всех той горы, которая, по словам пророка, губит всю землю». Бессмысленность произвольного передвижения гор разоблачается утонченными смыслами Откровения.

Апостолы, получив власть исцелять недуги и бесов изгонять (Мф.10:8), ранее вполне успешно пользовались своей силой, и тут вдруг – такая неудача! Вряд ли это можно объяснить тем, что апостолы разуверились. Все оттого, что необходимость веры – это не только необходимость ее силы и мощности, но и необходимость ее определенного качества. Мера веры апостолов вдруг обнаруживает несоответствие мере Царства Божьего – первое не соответствует второму даже на горчичное зерно и вообще проявляет несообразность (несовместимость, несравнимость, неприложимость) ему, как килограммы к длине.
Но новичкам везет. Ошибочные теории тоже могут работать некоторое время (как, например, теория геоцентризма), но однажды мириться с ними становится совершенно невозможно. Хотя… многие ученые древности умерли, даже не успев предположить, что с миром Птолемея что-то может быть не так…
Веру нужно не только иметь, но ей еще нужно уметь пользоваться. И не всегда можно рассчитывать на то, что шаблоны сработают.

Tags: воскресное, логотея
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Церковь и бесноватые

    Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и…

  • Ландшафты в перспективах веры

    Есть ли у меня вера? Это вопрос, с одной стороны, можно уподобить вопросу о том, есть ли у меня деньги: смотря сколько и смотря для чего. Что-то я…

  • Почему?

    Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments