fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Как дети


  • "В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мф.18:1-4)

Люди находят разные параметры для взаимосравнения: размеры доходов, место в иерархии, звания и степени, награды и достижения, число подписчиков и количество просмотров, длина ресниц и число отжиманий… В каждом обществе существуют свои шкалы измерения крутизны. Апостолы догадываются, что в Царстве Небесном все не так, как на земле, поэтому и спрашивают: а кто круче всех будет там? Ясно, что не самые богатые, и не самые сильные или наглые, но тогда какие? Заметим к слову, что Златоуст, бл. Иероним и Зигабен полагают, что апостолы спрашивают «не вообще», а о себе лично: кто из них будет большим над другими. И Господь отвечает…



Как наши запросы в поисковой строке содержат в себе важную информацию для социологов и поставщиков рекламы, так и Христос использует запрос учеников не просто для прямого ответа, но для глубинного анализа проблемы, которая стоит за их запросом. Речь – о гордыне и тщеславии, которые могут проявлять себя в человеке даже при его полной нищете и законченном лузерстве, в его способности прославиться в качестве сплюнутой семечковой лузги с осознанием того, что он не просто последний, а самый последний.
Мы все называем себя самыми грешными – так принято. Но некоторые это делают с неимоверным самолюбованием: быть самым – это круто: для подсознания, фрейдовского Id, не важно, в чем именно, а для Ego это может оставаться незаметным и обнаруживать себя для других только в косвенных проявлениях.

У аборигенов нашего условного острова Зеленого Попугая самые крутые – это те люди, у которых самое большое количество крышечек от “Кока-Колы”. Никому не воспрещено насобирать этих крышечек и приехать на остров для того, чтобы стать крутым. Но желающих быть крутым в том мире обычно не находится... В принципе, и верующие выдумывают свой собственный остров со своими альтернативными ценностями. В ход идут длины юбок, цвет шапок, число поклонов, продолжительность слов – я утрирую, но, уверен, вы понимаете, о чем я. Мы все равно сравниваем: превозносимся сами или признаем преимущества других. Наши шкалы не актуальны на валютной бирже, в спортзале, в подворотне или на конкурсе “Мисс Вселенной”, но они есть. И у апостолов были.

Однако за этим тщеславием и гордостью стоит еще большая проблема: фальшивая сложность в восприятии Откровения, которая проистекает от нашей привычки думать о небесном по аналогии с земным.
Но что значит быть «как дети»?  Если мы не обратимся (т.е., не перестанем так видеть Царство Небесное), то мы вообще и в принципе не попадем в Царство: будем меряться чем-нибудь в другом месте. Образ приведенного Христом в пример ребенка требует глубоких размышлений.

Дети – они бывают и разного возраста, и… просто разными. Это тоже - земная аналогия. Любой родитель знает, что зло способно проявлять себя на любом этапе развития ребенка. Дети если и являются святыми, то только в сравнении с нами, взрослыми. То есть, речь идет о количественном сравнении, а не о качественном: тот грех, что уже цветет в нас, а то и плодоносит и разбрасывает споры, в ребенке находится только в зародыше. Но это лишь вопрос времени и условий… Любое живое существо порождает себе подобное – только поменьше, и не надо тут обольщаться!
Христос не о «святости» детей говорит, ибо они не святы. Он – о детской простоте. И именно о простоте, а не об наивности, глупости, неосведомленности, незрелости и несамостоятельности. Господь имеет ввиду некую изначальную, «допредикативную» детскую способность к непосредственному восприятию Блага, необремененному умничаньем и не обрамленному в системы, теории, эмоциональную мнемонику, эстетический опыт, шкалы оценок и прочие *.измы.
У ребенка есть все необходимое, чтобы принять Царство Божие и нет никакой нужды ждать, пока он подрастет. И напротив, мы утрачиваем необходимое (простоту) по мере взросления, поскольку общество формирует запрос на наличие других качеств, которые оно считает ценными для адаптации в мире сем. Мы вырастаем из подлинного богословия Царства в пользу множественной сложности.

Что вы скажете о человеке, который пытается пробовать кашу ушами, музыку – на вкус, а формулы – наощупь? Разве не то, что он болен?

А что можно сказать о людях, которые пробуют Царство Небесное не сердцем?
Для одних Откровение есть предмет, доступный только для экстремального интеллектуального дайвинга, а для других – тема, связанная с деятельностью самых древних слоев мозга, ответственных за физиологию, инстинкты да эмоции...
Если человек не может принимать пищу естественным образом, то его кормят неестественно, противоестественно и искусственно: например, внутривенно или даже ректально - ну, хоть как! Но всем ясно, что подобное не может продолжаться бесконечно долго: должно произойти какое-то изменение в худшую либо лучшую сторону, и нужно приложить соответсвующие усилия, чтобы все было хорошо.
Мы (вос)принимаем Бога тоже не через то, что нужно. Пока получается только так, но необходимо же что-то с этим делать! Как говорит. блж. Иероним, нужно достигать «через продолжительное упражнение то, что дети имеют по возрасту своему», чтобы «быть детьми не в мудрости, а в злобе» (нравственный аспект, хоть он, как мы выяснили, и не качественный, а количественный, но тоже важен). Жаль только, что наше богословие нередко превращается с средство обеспечения сравнивания и возношения – злобы. И иногда, являясь весьма добротным интеллектуальным продуктом, оно не имеет ничего общего с мудростью - оно искусственно и совсем не сверхъестественно…
Мы больны и Царство Божие мы пробуем чем-то не тем...
Так достанем же уши из тарелки нашей духовной трапезы и обратимся ко Господу: «Дай нам, Боже, сердце единое, и дух новый вложи в нас, и возьми из плоти нашей сердце каменное, и дай нам сердце плотяное» (см.: Иез.11:19).

Tags: суббота
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои дворы

    Я уже около 30 лет не был в Могилеве – в городе, в котором я рос до 14 лет. Повод вновь побывать там выдался печальный: смерть товарища, с…

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments