fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Про основание

Давайте просмотрим еще раз сегодняшние новозаветные чтения.

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7.24).

Священное Писание призывает нас к основательности в своей вере. Евангелист Лука даже настаивает, что его читатель должен «знать твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук.1:4). Необходимость научаться, наставляться и иным каким образом трудиться над собой, «собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим.6:19) – это заповедь. Никакого религиозного либерализма в вопросах фундамента и основ!

Давайте вспомним следующий диалог: «Он [Христос] говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:15-18). Мнения среди Отцов были разными, но суммарно и традиционно православная экзегетика настаивает на том, что эти слова нужно понимать не в том смысле, что Петр стал основанием Церкви, а в том, что основанием стал Сам Иисус, в вере исповедуемый нами именно как Мессия и Божий Сын. Петр, несомненно велик, но, в то же время, он был и остается простым человеком и явно не годится для того, чтобы быть основанием, т.е., фундаментом Церкви и нашего спасения. Посему мы и крестимся не во имя Петра, а апостол Павел пишет: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).

Разумеется, в сопричастности и сочленении со Христом и апостолы (все, а не только Петр) стали в некотором смысле «камнями основания», о чем можно прочитать в послании к Ефесянам: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:19-22). Т.е., в основе основ – все равно остается Сам Господь. В этой цитате также хорошо видно, что основание у Церкви и у нас – одно, поскольку мы с Церковью суть одно во Христе Иисусе.
Основание нашей веры и веры Церкви – Христос. Но всякое здание ведь состоит не только из фундамента. Системные знания о вере и собственно вера – не суть одно и то же. Но и вера, лежащая в основе всего, не есть что-то самодостаточное и исчерпывающее. Нужно строить дальше! Заброшенный фундамент, пусть он и сразу был сделан по всем правилам, разрушается, приходит в запустение. Поэтому апостол Иаков и называет человека, имеющим веру, но не имеющего дела, человеком неосновательным – т.е., нефундаментальным, поверхностным (см.: Иак.2:20). Запустение - это не просто отсутсвие: оно становится мерзостью пред Богом.

Известные слова апостола Павла, в которых он говорит, что «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть» (см.Рим.3:20, Гал.2:16), нужно уметь понимать правильно. В них говорится не о добрых делах, которые логически вытекают из нашей веры, обнаруживая ее наличие, как огонь обнаруживает реакцию окисления, а о делах Закона, т.е., о иудейском обряде (и всяком ином, стало быть, тоже): обрезание, миква, кашрут, субботние ритуалы и пр.
Смысл этого хорошо проясняет и сегодняшнее апостольское чтение: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру». И дальше приводится пример Авраама, который угодил Богу вообще вне закона Моисея, поскольку жил задолго до появления оного (см.: Рим.3:28-4:3).

Поэтому «твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим.2:19). Стройка продолжается, и заключается она не просто в удалении от неправды, но в стяжании истины - в мыслях, чувствах, стремлениях и делах. Если остановиться на фундаменте, пусть и капитальном, то соседи засмеют: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк.14:28-31).
Почувствуйте новое звучание словосочетания «религиозный фундаментализм».

Мы слишком погрязли на этапе строительства фундамента. В то время, как одни городят на песке небоскребы, которые потом падают на головы прохожих и самих строителей, убивая способность верить даже в смысл собственного существоания, другие строят такие параноидальные фундаменты веры, которые, как кажется, должны выдержать ядерную бомбардировку. Все внутренние ресурсы вторых уходят на фундамент, они все копают и копают в глубь, льют и льют бетон цистернами. Годы идут, но здание ни на метр не поднимается над землей, и строить его уже не за что. И вот автор послания к Евреям и призывает: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит». (Евр.6:1-3). Т.е. сколько можно об одном и том же?!
Фундамент нужен, а фундаментализм и либарезим - нет. Но хватит строить фундамент под фундаментом! Вера наша хороша. Но давайте сами уже становиться хорошими людьми – мы ж теперь основательно и фундаментально знаем, что это значит. Мы много об этом прочитали...

Tags: логотея, суббота
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments