fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Хвалите Его на струнах и органе

Когда речь заходит о таком музыкальным инструменте, как орган, то мы сразу вспоминаем о костелах. А зря…

Древнегреческое слово «ὄργανον», встречается в значении музыкального инструмента с античных времен, например, у Платона и Аристотеля. Имеется оно и в Септуагинте, где также означает музыкальный инструмент, но какой именно точно не неизвестно.
Орган, таким образом, один из древнейших музыкальных инструментов, история которого, по-видимому, начинается еще вавилонской волынки (XIX век до н. э.). Но непосредственным предком  органа в его знакомом для нас виде является водяной орган или гидравлос, который был изобретен греками в III в. д.н.э. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы в VII и VIII веках.
Изначально именно Византия славилась своими органами. До нас дошли сведения, что в 757 году византийский император Константин V Копроним подарил орган франкскому королю Пипину Короткому. Такой же подарок сделала императрица Ирина сыну Пипина Карлу Великому. Орган, подаренный ей, потом звучал на коронации Карла. Орган в то время вообще считался  церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти и использовался за императорским и патриаршим (или папским) богослужением. Однако считается, что более-менее массовое использование органа за обиходными службами началось при св. папе Римском Виталиане – с 666 года.
Повсеместное распространение в западной Европе орган получил лишь с XIV века тогда когда на Востоке начинают возобладать процессы увядания. Уже было не до органов.
Как вы понимаете, орган удовольствие не из дешевых. Поэтому средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора сантиметров. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а... кулаками. В XV веке происходит усовершенствование органов: клавиши становятся тоньше, их число растет, увеличивается количество труб, клавиатур, общая конструкция и декоративное оформление усложнаяется...

Нам сейчас не понятно, как наши славные православные предки могли не любить орган и оставить о его звучании столько нелестных отзывов. Но стоит учесть, что в своем большинстве приходские органы являлись бюджетными жуткими рыпалками, наличие которых реализовывало уставные требования католического богослужения, а не реальные эстетические потребности. Как у нас иногда в бедных сельских храмах: поет какая-нибудь полуглухая старушка скрипучим шепелявым голосом да не потому, что красиво, а потому что надо и больше не кому.

Но, разумеется, было очень много знатных исключений. В крупнейших и известнейших храмах органы являлись своего рода изюминкой на торте материальной культуры эпохи Позднего Возрождения, вокруг которых формировалась богемная концертная тусовка и совсем не такая по духовному качеству, которую мы имеем сегодня среди любителей классической музыки. Органы не только способствовали воцерковлению музыкального гения Европы, но и обратным образом служили каналом влияния на церковную жизнь, через который в нее привносилась страстность, суетность, светскость. Например, в своих дневниках митр. Иосиф (Семашко) свое восприятие звучания органа описывает как концертное, резкое и будоражащее - в общем, негативно. Поэтому еще в бытность униатом он все время искал возможности послушать простое слаженное церковное пение, и в Петербурге таковых возможностей у него было предостаточно. Но опять же, нашел бы ли он такое пение в православном храме в каких-нибудь Малых Загибоновичах?

Сегодня мы понимаем, в том числе и на примере творчества некоторых православных хоров, что страстность, суетность, резкость и прочий трэшъ и угаръ может исходить и от любителей знаменного пения… Но, что тут сказать? Выражая свои эстетические чувства, никто не спешил претендовать на всеобщность и научную обоснованность…
Я же, всю жизнь являясь сельским священником, научился любить и простое безыскусное старушечье пение. И органы, как заядлый скиталец, я тоже с радостью слушаю, когда выпадает такая возможность. Скажу честно: орган, как аккомпанирующий инструмент для общего пения мне не нравится (напоминает хоккейный матч), но когда тишина, звучит токката и фуга ре минор Баха, когда у тебя диафрагма вибрирует, волосы шевелятся, мурашки по коже и слезы... Тогда нравится.

Но я отвлекся. Знаете ли вы, что орган и сегодня продолжает использоваться православными греками за патриаршим богослужением? Давайте посмотрим! Я специально подбирал ролики, которые были записаны тогда, когда мы еще дружили со Вселенским Патриархатом.







«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог - Царь всей земли; пойте все разумно. Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем» (Пс.46:7-8).
«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. 3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Пс.150.1-6).

Tags: разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои дворы

    Я уже около 30 лет не был в Могилеве – в городе, в котором я рос до 14 лет. Повод вновь побывать там выдался печальный: смерть товарища, с…

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment