fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Паралитургическое

Я по литургике всегда был троечником и может быть поэтому не особо обращал внимание на разницу, о которой сейчас пойдет речь.

Вот как выглядит схема расположения частиц на дискосе в Московском Служебнике 1666 года. Все очень «симфонично»: в одном уровне светская и духовная власть, наш патриарх и все патриархи. Прочие люди пониже, но соотношение духовного и светского осимволизировано правильно.



Кстати, служебники, выпущенные на землях ВКЛ и Польской Короны, в этом вопросе иногда сохраняли согласие с восточными аналогами. Вот Служебник 1620 года, изданный в Киево-Печерской лавре.


Правда, так случалось не всегда. Бывали и весьма креативные подходы к проблемам размещения частиц относительно Св. Хлеба. Полюбуйтесь: Служебник 1629 год издания Киево-Печерской лавры, и львовский Служебник 1646 г.  Отдельных рядов частиц для патриархов и царей нету, все находятся одесную Агнца, но  причитающиеся прошения о властях имеются. ЗападЪ и демократия на подходе.
В районах, на которые не распространялась юрисдикция патриарха Московского, на обычной службе вообще могли поминать только собственного правящего архиерея и не поминать никаких патриархов, за исключением патриарших вселенских ставропигий, что вполне согласуется с греческой практикой. Но не молиться за светскую власть было плохой приметой - везде и всегда ))

требники.jpg

В доступных мне униатских служебниках картинок не оказалось, но с прошениями там все обычно.

А вот как измеряется расположение частиц вместе с историей российского имперства. Сначала - вот такое упрощение (обратите внимание и на необычное расположение Чаши, но император на месте - и слава Богу):



А вот Московский Служебник 1793 и 1894 года. Император (или императрица - никакого сексизма) здесь оказывается уже круче и синода, и всех патриархов вместе взятых, частичка о нем (ней) равняется относительно девяти частиц, вынутых за девять чинов святых!





Однако уже в служебнике 1903 года, изданном в Санкт-Петербурге, мы имеем несколько подкорректированную ситуацию (т.е., большевики тут пока еще не причем), представляющую собой смешение синодальной традиции и традиции Петра Могилы (назовем ее так):



На вышеуказанной иллюстрации все живые  символически «равны». Частицы за живых достаются так: первая  - 1) за всякое епископство православных, 2) за синод (русского патриарха ведь нет!), за всех патриархов, епархиального архиееря и пр.; вторая частица - за императора, его супругу, мать, наследников со всем домом. И дальше священник поминает всех христиан «ихже имать в живых».

Соврменнные служебники, как правило, изображают такую же схему. Иногда используется сокращенный её вариант. Вот пример из Служебника, изданного в 2013 году Синдом РПЦЗ.



Но сегодня прошения, при которых достаются эти частицы, уже изменены сообразно времени и не только ему. Как?

Синод отдельно теперь не поминается вообще (не время для формальностей, наверное). При извлечении первой частицы за живых на первом месте стоит поминание православных патриархов (всех, но не поимённно, если речь не о патриаршей литургии), только потом идет патриарх Московский, за ним по порядку правящий архиерей, все православные епископы со всем прочим духовенством (т.е, уже имеется нормальная логика иерархического перехода от общего к частному, от вселенскости к поместности). Вторая частица вынимается «за страну нашу» (она не называется, но имеется ввиду страна совершения службы, а во время службы возносятся молитвы о всякой стране и о всяком граде) и всё её (и, в принцие, не только её) православное население (стало быть, как за присутсвующих, так и «иже кийждо в помышлении имать») и полагается в уровень с предыдущей. Прошение звучит дословно так: "Помянм, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея". Т.е, уставного поимённого прошения о власти нет вообще, но я слышал, что в странах с сохранившейся монархией королей и их дом при извлечении второй частицы, все же, поминают.
Гипотетически, после извлечения частицы за всех умерших, можно было бы и закончить проскомидию (уже ж все помянуты, весь мир), но традиционно еще достают отдельные частицы по записочкам и дополнительным прошениям (о болящих, путешествующих и пр.). В результате в реальности ситуация на дискосе к началу литургии оглашенных выглядит уже как-то вот так:



У перфекционистов без должной закалки могут быть проблемы с восприятием такого результата, но как по мне - это именно то, что надо: сначала нет, но потом мертвые и живые, богатые и бедные, цари и нищие, наши и ненаши, святые и несвятые - все оказываются вместе: сперва неразличимо смешавшимися на дискосе, а потом общё омытыми Кровью Господа в Чаше. Получается очень глубокий образ и красивая икона, написанная хлебом!

------------------
В ТСЛ есть хорошая коллекция служебников - может, кт захочет отфотографировать интересующую нас страницу и прислать?

Tags: разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои дворы

    Я уже около 30 лет не был в Могилеве – в городе, в котором я рос до 14 лет. Повод вновь побывать там выдался печальный: смерть товарища, с…

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments