fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Тоже Спаситель

продолжение. Начало зри ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

«Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездездесущий и все наполняющий, Сокровище благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши» - это одно из самых читаемых молитвословий в православном молитвенном обиходе. Ее читают вначале всего: богослужения, домашней молитвы, всякого дела... Называется она «Молитва Святому Духу», и я её очень люблю...

Обратите внимание: в ней мы величаем Святого Духа теми именами, которые привыкли использовать в отношении Иисуса Христа. Особенно бросается в глаза наименование Третьей Ипостаси Царем Небесным и атрибутирование Ей свойства спасения.
Казалось бы, ничего удивительного: свойство спасать – не ипостасное. Нас спасает не одно Лицо, а Единый Бог Троичный в Лицах. Бог Отец дарует Закон и посылает нам Бога Сына; Бог Сын, вочеловечившись, умерев и воскреснув, возносится на Небо к Отцу, чтобы Тот ниспослал нам Духа; Бог Дух вдохновляет пророков, приготовляя человечество к приходу Спасителя, и «во время оно» сходит на Деву Марию, чтобы потом Сын взошел к Отцу… «Бог Спасает» - именно так переводится имя Иисус (Иешуа от др.-евр. יהושע, Йехошуа). Не только от Бога спасение, но и Спасение есть Бог, и Мессия не может не быть Богом – это ясно не только в свете пророчеств, но и в осознании грандиозности задачи нашего спасения и понимании того, что спасение не может быть от человека.

Но с другой стороны... Давайте вернемся к вопросу, который задают ученики во время Вознесения Господа:


  • Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян.1:4-6)

Я ранее уже отмечал, что некоторые толкователи считали, что ученики спрашивают не о текущем времени на момент Вознесения, а о том дне, когда апостолы получат Духа. Если это так, то значит апостолы связывают наступление Царства с сошествием или приходом Святого Духа: не с принятием ли Духа наступает завершение «полностью всего», о чем говорили пророки? Христос своим ответом осуждает заинтересованность сроками, но не саму логику их мысли. Сошествие Святого Духа – это завершение строительства нашего спасения, это дальнейшее развитие мессианской идеи, о котором было предсказано еще в Ветхом Завете (см.: Ис.32:15; 44:3; Иез. 36:26-27; 37:14; 39:29; Иоил.2:28-29). Без Духа Святого нет спасения, поэтому Он – и Царь Небесный, и Утешитель Израиля, и Спаситель. И Он, стало быть – определенно Мессия.


Tags: логотея, праздничное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment