fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Два образа


  • «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти… но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:4-12).




На иконах Второго Пришествия Господь изображается в том же образе, что и на иконах Вознесения

Для более глубокого понимания вопроса апостолов нужно прочитать известное пророчество Захарии (14 главу) – оно буквально разобрано на цитаты, парафразы и аллюзии в фрагментах Писания и текстах богослужения, посвященных событиям Вознесения и Сошествия Святого Духа.
Апостолы, как люди своего времени и народа, до последнего разделяли расхожие представления о Царстве Божием как о царстве именно еврейском и земном. Хотя здесь стоит учесть, что крайняя политизация и обмиршвление понятия Царства Давида среди иудеев стало происходить в учении таннаим, т.е., в I-III века (и позже) и не только в результате катастрофических потрясений еврейской жизни в этот период (разрушение Храма и рассеяние), но и в качестве альтерантивы (иногда вполне себе явной) собственно учению Иисуса Христа. Патриотизм патриотизмом, но ученики Господа в своей озабоченности судьбами Царства Израиля не скрывают обеспокоенности и своими собственными выгодами: сыны Зеведея как-то просили Иисуса Христа поставить их одного по правую Свою сторону, а другого по левую в граядущем царстве - это же так естественно, когда самые ярые сотрудники штаба претендента на власть в случае победы получают хорошие портфели. Но Христос ответил: «Не знаете, чего просите» (Мк.10:38). Другие уклончиво заходили с другой стороны: «Кто больше в Царстве Небесном?» (Мф.18:1; ср. Лк.24:21). Апостолы ожидали, что к власти придут святые и власть станет святой, и они сами будут иметь к ней непосредсвенное отношение. Даже по воскресении Господнем два ученика, шедшие в Еммаус, ясно выразили свое понимание спасения как надежду на избавление Христом Израиля от внешних его врагов (см. Лк. 24:21), за что получили наименование «несмысленных и медлительных сердцем» (см.: Лк.24:25). И это еще представляет собой очень мягкий перевод слов Господа, Который не был склонен к английскому придворному этикету. Но апостолы были не из робкого десятка и готовы были к следующему уровню...

В тот день, когда ноги Воскресшего Господа стали на горе Елеонской, у апостолов был большой соблазн подумать о том, что наступил обещанный день возмездия, в который сам Бог воссядет на престоле Давида: боевые кони будут носить уже опознавательные знаки не земного царства, а самого Господа, и все, кто воевал против Иерусалима и Его Царя (в том числе и сами иудеи – см.Зах.14:14) будут выглядеть, если кратко, очень непрезентабельно. Но, хоть и обещанные реки из Иерусалима потекли по всему миру со дня Пятидесятницы, а проклятия уже нет; несмотря на то, что Иуда действительно воюет с Иерусалимом, а иные народы поклонились Богу Израиля и называют священной историю Израиля, а не своих государств; невзирая на то, что уже неевреи живут в шатрах (суккот) Симовых (см.: Быт.9:27) и соблюдают заповеди Бога Авраама, Исаака и Иакова… время эсхатологического возмездия, «время конца времени» еще не настало.
Златоуст подчеркивает, что апостолы хорошо помнили прежние слова Иисуса «о дне же том и часе никто не знает» (Мф. 24:36, Мк. 13:32), но они понимали, что тогда таков ответ был дан им не по причине незнания Учителя, а лишь по Его нежеланию отвечать. Поэтому-то ученики опять, подобрав, как им кажется, подходящий момент, приступают к Нему и спрашивают об этом же, и не спросили бы, если бы действительно не были убеждены в том, что у Христа есть ответ – ведь Он есть Тот-Кто-Должен-Знать-Этот-День. Хотя, сегодня для раввинов вопрос о том, как Мошиах узнает то, что он - Мошиах, и сразу ли это произойдет, не является тривиальным.

Многие толкователи объясняют вопрос апостолов их суетностью, косностью и привязанностью к земному (к национализму, власти, славе, покою и мести), проистекающей от необладания теми Дарами Духа, которые они только имели получить в День Пятидесятницы. И важно отметить, что некоторые толкователи считали, что апостолы спрашивают не про сейчас, а про тот день, когда они получат Духа Святого – не тогда ли? Итак, вопрос учеников, все же, был имплицирован и определенными богословскими соображениями. Поговорим об этом.

Господь отвечает ученикам  достаточно резко: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Т.е., «сказано же ведь Захарией: «День этот будет единственный, ведомый только Господу» (Зах.14:7), но не вам». «Времена и сроки» - оба слова во множественном числе, т.е., речь идет не о мгновении, а о длительности, что вполне согласно с описанием мессианских времен у Пророков и даже талмудистов (эра Мошиаха). Притом ответ Господа стоит понимать не в том смысле, что Царство Божие не приходит сейчас, а в том смысле, что с ним, с Царством, с момента Воскресения ничего не случилось, и оно как было не «от века сего» (век сей кончится, и род сей прейдет) , так и осталось таковым. Являемая слава Божия в чуде Вознесения, несомненно, видимым образом являла Власть Бога - т.е, Его Волость, а значит и Царство. Но апостолы могли иметь ввиду что-то типа «хотим Армагеддон сейчас»: «Постой, Господи, а разве не самое время добру поставить зло на колени и безжалостно его казнить?».

Приблизительно в таком же духе свое сопротивление Евангелию часто объясняют представители талмудического иудаизма: пророчество о том, что в День Спасения люди перестанут воевать и перекуют мечи на орала, а земной Иерусалим будет весь в блаженном мире (см. также Ис.2:4 и далее), якобы, не было выполнено Иисусом из Назарета, следовательно Он - не Мессия. Изе Абрамовичу плохо, значит Иисус – не настоящий Мошиах.

Во-первых, разве? А тогда «Кто ненавидящих друг друга соединил союзом мира?», спрашивает свт. Афанасий Великий о народах. Не сила меча, не власть царя или земного закона, не «культурный код» или нечто от таковых делает для нас духовное единство возможным. Война и сейчас может быть неизбежной, но она перестала быть священной, религиозной, она больше уже не способ распространения суверенитета Бога – вопреки иудейским представлениям о заповеди покорения, завоевания и истребления Ханаана и прочих нехороших парней вместе с их женщинами, стариками, детьми и имуществом (например, см.: 1 Царств 15:1-3).
Чтобы понять, что речь идет не о земном царстве, поскольку в противном случае все наши представления о справедливости становятся противоречивыми, стоит дочитать книгу Исайи до конца: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти »(Ис.66:23,24). Т.е., «мир Иерусалима» выглядит не так розово и пушисто, если попытаться его образ натянуть на иудейские антихристианские аргументы, как сову на глобус.
А что если вечно разлагающиеся «трупы отступивших» - это иудеи и все прочие, не принявшие Христа и воюющие с Его Иерусалимом? Простите, но такого «волшебного мира» в печальной истории христианских государств, когда травоядные крестьяне забивали евреев «перекованными из мечей лопатами», было предостаточно – так что мерами иудеев такое «доказательство» сработало «в пользу» христиан уже много раз. Это, разумеется, сведение к абсурду – специально подчеркну красным. Мы не хотим так плохо думать об иудеях, как некоторые иудеи хотят нам это навязать, доказывая, что народ Израиля ожидает лишь эпохи благоденствия и процветания.

А во-вторых… на самом деле указанная причина фарисейского неверия (талмудический иудаизм во всем его многообразии имеет фарисеев в качестве своих основателей) является фиктивной и представляет собой лишь аргумент к неосведомленности оппонентов, которые не знакомы с собственно фарисейским учением.
Дело в том, что внутри самого иудаизма имеется\имелось много различных толков, некоторые из которых тоже верят\верили в «мошиаха», уже имевшего прийти в прошлом. Но от этого пришествия видимое иудеями политологическое и деонтологическое настоящее мало отличается от христианской эмпирии (пример: р. Гилель, который считал мошиахом царя Иезекию; или движение Хабад, одна часть последователей которого смирилась со смертью р.Шнеерсона, но, тем не менее, продолжает считать его Мессией, а другая часть — вообще не признает факта физической его смерти). Даже сама по себе достоверно негативная вера в тех «мессий», которые потом оказались общепризнанно ложными, не исключала для прельщенного права быть не только иудеем, но и непререкаемым авторитетом среди единоверцев (пример: рабби Акива, который верил в известного вам Бар-Кохбу). Тут, чтобы не запутать читателя, я не буду заставлять читать Рамбама и вдаряться в его диалектику понятий «бехезкат Мошиах» («потенциального мессии») и «вадай Мошиах» (true-мессия). Скажу лишь, что технически ничто не мешает «иудею в вакууме», свободному от фарисейской ненависти, признавать Йешу га-Ноцри как Мошиаха, и само это признание без веры в Боговоплощение и Св.Троицу даже не сделает его христианином (например, мессианский иудаизм, который считает христанство отдельной религией, наподобие самаритянской). Кроме этого иудейская ортодоксия вполне позволяет даже развести во времени приход Мошиаха и саму геулу (избавление) («Сфат Эмет»).

Но в связи с этим и в желании вернутья ближе к теме Вознесения, я хочу обратить ваше внимание на другой очень важный аспект иудейских мессианских представлений… Если вы внимательно прочитаете пророчества Ветхого Завета о Мессии, то вам с неизбежностью бросится в глаза их некая бинарность: в одной группе окажутся светлые и радостные пророчества о Мессии как потомке рода Давида, который сходит и восходит на небеса, который побеждает и торжествует, царствует и изобилует, являя всем Имя Бога; а в другой группе окажутся пророчества, где Мессия будет ненавидимым, преданным, проданным, немощным, изъязвленным, пронзенным, убитым, проклятым и богооставленным «червем, а не человеком» (см.: Пс. 21:7).
Разумеется, подобная картина не могла остаться незамеченной и иудеями, поэтому и среди талмудистов имеются представления о двух образах Мессии: первый – Мошиах бен Давид, и второй – Мошиах бен Йосеф. Сначала должен явить себя Мессия Сын Иосифа (он и будет убит), а потом Мессия сын Давида, который будет явлен во славе – об этом можно прочитать у р. М. Каханэ «Еврейская идея» или непосредственно у р. Гиллеля из Шклова.
Чтобы разобраться в сути этой мессианской двойственности нужно непременно помнить главное: Закон и Пророки говорят об ожидании Мошиаха, а не мошиахов. Христос одназначно учит о Себе, как о Сыне Человеческом, так и о Сыне Божием: Он умрет, Он воскреснет, взойдет к Отцу Своему и воссядет Одесную Его и упросит Его Ниспослать обещанного Духа.

Та часть истории, которая представляла реализацию образа «Мужа Скорбей» или Сына Иосифа во времени уступает место «Царю Славы» или Сыну Давидову, Который вернется таким же образом, каким Его видели восходящим на Небеса. Но в то же время, «Иисус Христос вчера и
сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8) - в том числе и поэтому мы с вами сораспинаемся Ему в смерть и совосстаем с Ним во славе и жизнь вечную одновременно.

Tags: 7-40, апологетика, праздничное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments