fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Иногда лучше жевать

Некоторые отцы, толкуя историю встречи Христа с самарянкой у колодца, настойчиво обращали внимание на промыслительность всего случившегося: это ж скольким случайностям нужно было совпасть, чтобы эта удивительная беседа состоялась! И неслучайностям тоже…
Вот одна из них:

  • «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (Ин.4:7-8)

Т.е., учеников нету, поэтому приход женщины стал возможен, стал возможныи и разговор.

Христос отправляет апостолов затариться в местном сельпо – и совсем не потому, что Ему Самому хотелось есть, что следует из последующего Его отказа от еды (см.: Ин.4:32). А почему?


Христос и Самаритянка. Фреска катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век). Но самый древний образ с этим сюжетом из дошедних до нас - фреска в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки)

Самый простой ответ заключается в предположении о том, что ученики изголодались, поскольку этим разом Господь решил не подкармливать их чудесным образом – ну, не знаю, может, чтоб не привыкали...
Но давайте рассмотрим и более сложные варианты.

Златоуст предполагает, что самарянка, несмотря на свой внушительный любовный список, была робкой женщиной, а посему, если бы она завидела толпу еврейских мужиков у себя на пути да еще за городом и посреди пустыни, то испугалась бы и уклонилась от встречи, что сделало бы беседу невозможной. Т.е., апостолы мешали именно женщине приблизиться ко Христу.

Преподобный Ефрем Сирин пишет иначе: «Он отослал Своих учеников, чтобы они не препятствовали Ему» - т.е., Христу! Не препятствовали - в чем? В проповеди самарянке! «Он не страшился упрека за разговор с женщиной, дабы научить меня тому, что стоящий в истине не посрамится». Пришедшим под конец разговора ученикам осталось только «удивиться», что их Учитель разговаривает: а) с женщиной, б) самарянкой. Но меры предосторожности Христа оказались не напрасными, что хорошо читается в следующих словах: «Однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?» (Ин.4:27). Слава Богу, никто из апостолов под конец разговора уже не посчитал нужным «поправить» Христа в стиле «Господи, да что с нее, ничтожной и мерзкой, взять! Фу, да о чем с ней можно говорить?!! Пойдём же, мы вкусняшку принесли!». Но бьющий через край джентельменский интернационализм еврейских рыбаков мог бы оказаться не кстати и сыграть дурную шутку - случись ученикам быть со Христом к моменту появления чужестранки-еретички…

И я вот че подумал…а сколько таких вот самарянок осталось со своими пустыми кувшинами в сторонке? Мы настолько могучи в своей никчемности, что можем помешать даже всемогущему Богу (все возможно верующему, правда?). Боженьке бы взять нас всех, таких умников и праведников, и послать куда-нибудь пешими да подальше – а то нам самим черпать нечем, и другим не даем.

Пойдем-ка, братишка, лучше прикупим себе что-нибудь вкусного – иногда ж лучше жевать, чем...

Tags: воскресное, логотея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments