fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Совершенные в страхе


  • По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца… И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (Мк.16:1-8)


"Белый ангел". Монастырь Милешева, Сербия. Взято: здесь

Евангелиста Иоанна называют апостолом любви, поскольку он весьма преуспел в этой добродетели и очень красиво о ней писал. Апостола Марка же мы вполне можем назвать апостолом страха (трепета и ужаса), в том числе и потому, что страх и синонимы часто присутствуют у него при описании чудес, которые сотворил Иисус. И не только.

Давайте в первую очередь вспомним о страхе и трепете исцеленной от кровотечения женщины (Мк.5:33); об испуге свидетелей воскрешения дочери Иаира (Мк.5:42); о страхе учеников, видевших Иисуса, идущего по морю (Мк.6:50)… Это то, что можно назвать страхом благоговения, проистекающим от контакта с Божественным, от осознания Его присутствия и размышлений о Его делах, от созерцания Его мудрости. Это – страх Божий, или страх Господень, о котором много говорится в Библии. Он – хороший: «Страх Господень чист, пребывает вовек» (Пс.18:10). Он – начало мудрости (см.: Пс.110:10, Прит.9:10, Прит.15:33), которое заключается в ненависти ко злу, гордости и высокомерию (см.: Прит.8:13) и которое является источником жизни и долголетия (см.: Прит.10:27, Прит.14:27 и пр.) Апостол Павел говорит, что «Зная страх Господень, мы вразумляем людей…» (2Кор.5:11) и, в общем, «со страхом Божиим и верою приступаем» причастию Тела и Крови Господа в Евхаристии.

Но Марк не забывает подмечать и о животном, инстинктивном страхе перед опасностью или риском перспектив. Здесь давайте вспомним реакцию апостолов на слова Господа о неумении верблюдов пролазить через маленькие отверстия и неспособности богатых попасть в двери Царства Божия (Мк. 10:23-24), а также  панику учеников по дороге в Иерусалим (Мк.10:31-32). И, конечно же, весьма показателен страх жителей Гадаринской страны, выразившим беспокойство о будущем свиноводства в своем районе (Мк. 5:14-15). Ну, и про историю Марка, Варнавы и Павла мы недавно уже говорили  -- она тоже есть хорошая иллюстрация... Речь о страхе, в основе которого лежит не желание приобщения к своему источнику, а намерение избежать его. Будучи таковым только в быту, он выполняют свою положительную функцию (в деле сбережения жизни и здоровья, например), но, становясь развернутым в отношении Бога, он оборачивается началом большой беды. Поэтому здесь, как бы сводя к единому знаменателю интенцию Марка и Иоанна, можно процитировать слова последнего: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Боящийся несовершенен в любви» (1Ин.4:18). Страх Божий – это не желание избежать Бога, а желание к Нему приблизиться, и это также реакция не только на результат такого приближения, но и на само желание приблизиться.

Итак, нашим евангельским женщинам страшно…
Словно заступаясь за мироносиц, свт. Николай Сербский приводит в пример пророка Даниила, – человека не из робкого десятка, если вы помните, – который так описывал последствия личного опыта общения с ангелом: во мне «не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан. 10:8-9). «Как же сим немощнейшим женам не быть объятыми трепетом и ужасом?». Ну, в общем, да… не каждый день такое бывает в жизни, и привыкнуть к этому вряд ли возможно.
Да, жены были поражены и в некотором смысле истощены и обессилены после всего случившегося, поскольку эмоционально пережили чрезвычайно много. Но св. Николай Сербский утверждает, что слова «никому ничего не сказали» нужно понимать с ограничением: «не сказали врагам Христа», и, если развить эту мысль, не сказали ничего лишнего – всё, бабская болтовня закончилось. В доказательство своих слов святитель приводит Лк.24:10: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам».

Интересно заметить! Златоуст по поводу видимых несхождений евангелистов в повествовании о поведении женщин после воскресения, категорически заявляет, что нет никаких несхождений, а есть просто несколько разных посещений могилы Иисуса разным составом женских групп. А тот, кто не согласен с этим, тот «безбожный и многобожный бывший тиран и преступник». Ну… это он, наверное, имеет ввиду какого-то своего конкретного неназванного оппонента… Вот жалко, что в те времена соцсети еще не придумали – диалоги обещали бы быть интересными: модераторы запарились бы банить, а полиция – возбуждать.
Но мысль Златоуста по-своему интересна : в то время, как мужики мелкими группками трусливо прячутся, бабы мелкими группками ищут тело Иисуса – пусть и трусливо. То, что женщины боялись, показывает, что они не были экзальтированными дурами и трезво оценивали свое положение. Но ведь герой – это не тот, кто не боится, а тот, кто поступает вопреки своему страху. Есть в этом моменте некая аллюзия на общую библейскую идею парадоксального Божественного предпочтения второродных первородным, слабых сильным, бедных богатым – разумеется, в данном случае она не очевидна и не обладает какой-то особенной важностью для понимания Божественного замысла о нашем спасении, но… «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37), а Его сила часто «совершается в немощи» (2Кор.12:9).


Tags: воскресное, логотея, про это
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment