fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Марк раздора

«По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви». (Деян.15:36-41)

Вчера мы праздновали память св. апостола и евангелиста Марка. В приведенном отрывке из книги Деяний святых апостолов говорится именно о нем, о Марке – из-за него разладились отношения между Павлом и Варнавой. Климент Александрийский и св. Епифаний Кипрский сохранили для нас свидетельство о том, что двое этих апостолов были знакомы еще с ранней юности: они вместе учились у Гамалиила и не могли не свести самой тесной дружбы между собою. Их жизненные пути неоднократно сходились и расходились, но описанный конфликт был последним в истории их взаимоотношений: по-видимому, после него их судьбы больше не пересекались.
Марк, первоначально звавшийся Иоанном (Деян.12:12), родился в Иерусалиме. Варнава приходился ему дядей. Дом матери Марка Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Господом, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14:51-52). После Вознесения Господня дом матери Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян.12:12).

Что же случилось? Все, на первый взгляд, весьма банально. Варнава хотел взять во Второе миссионерское путешествие своего молодого племянника Марка. Но Павел этого категорически не желал, поскольку юноша их уже однажды предал – во время Первого путешествия (см.: Деян.13.13). Кто-то из комментаторов объясняет его неблаговидный поступок приблизительно так: дальнейший путь был крайне опасен, поэтому «мальчик просто захотел к маме». Напомню, что речь шла не о поездке на рыбалку, а о сложной миссии, где у каждого была своя роль и обязанности. Трусость и малодушие Марка в прошлом наверняка обернулись апостолам дополнительными трудностями, и, могли снова обернуться тем же, если опять взять с собою Марка. Тут и речи не идет о каких-то личных обидах со стороны Павла, а вот со стороны Варнавы – похоже – мы можем заметить момент родственного ослепления и протекционизма: ну, любимый племяшка же – как его не взять! Варнава любит и верит в юношу, несмотря ни на что, а Павел, согласно Феофилакту, даже «советовал в церквах не принимать Марка». Вот как!

Каждый настаивал на своем, и каждый остался при своих… «Буква Писания» говорит о том, что именно Павел и Сила были «поручены братиями благодати Божией», в то время как Варнава и Марк просто «уплыли на Кипр». И тут в пору бы подумать, что мы имеем картину некого раскола, в которой Варнава оказывается неправым.
Но Святые Отцы стараются всячески сгладить эту ситуацию. Златоуст вообще говорит, что речь идет о слишком «маловажном деле», из которого не стоит делать глобальных выводов о Варнаве, и, наверное, о двух других участниках истории. Церковное предание эмоционально предпочитало сторону Варнавы, и поэтому искало способ не осудить Варнаву за его неумение отличать личные дела от дела Божьего, а, наоборот, возможности оправдать Павла за его… немилосердие к проявленной слабости младшего брата во Христе. Для выравнивания ситуации всеми подмечается то обстоятельство, что сам разлад между апостолами был промыслительным: понятно, что странствовать в компании закадычных друзей всегда радостнее, но… вместе апостолы никогда бы не достигли тех огромных результатов, которых они достигли порознь. Дух Святой использует случайные обстоятельства для того, чтобы распараллелить двух титанов евангелизации во благо проповеди. Такой разъезд был не эмоциональным проявлением отсутсвия согласия, а, напротив, хладнокровное обоюдное решение ради пользы дела.

И не только любовь Варнавы, но и строгость Павла принесла пользу самому Марку: если бы не Павел, то Марк так бы так и остался просто чьим-то никчемным племянником, но… видя, какую роль его персона сыграла в отношении двух апостолов, тот сделал все для того, чтобы не просто «загладить свою прежнюю оплошность» (Феофилакт), но и достичь чего-то большего. Сегодня мы знаем, что Марк после этого не только напишет одно из четырех Евангелий, но еще и оснует Александрийскую Церковь (ок. 42 года), для чего поставит там первого епископа Аниана. В Александрии евангелист завершит и свой земной путь, претерпев мучения от толпы разъяренных поклонников Сераписа (в 62 или 68гг.).
Важно заметить и следующее: спустя годы апостол Павел признал заслуги Марка и радикальным образом изменил о нем свое мнение и вывел его из «личного бана»: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы - о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его…» (Кол.4:10). И однажды Павел даже начинает сам лично испытывать потребность в его помощи: «Марка возьми с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим.4.11). О Варнаве мы уже больше ничего не услышим – «он уплыл» и с концами. Есть свидетельства о том, что апостол Варнава побывал в Риме, где, возможно, первым проповедовал Христа, и в Медиолане (Милане), где поставил первого епископа. Встретил свою мученническую смерть на Кипре и был погребен Марком.

Мораль! Давайте надеяться на то, что конфликт между Московской Патриархией и Фанаром чудом Божиим окажется таким же по своей сути и перспективам, как и конфликт между апостолами. Ну, и последователи ПЦУ, почувствовав себя на месте Марка, пусть сделают правильные выводы…
Если хотите, то и вы тоже можете в меня плюнуть и не дружить со мной больше – если это каким-то образом принесет пользу Церкви. И мне.

Tags: логотея, праздничное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои дворы

    Я уже около 30 лет не был в Могилеве – в городе, в котором я рос до 14 лет. Повод вновь побывать там выдался печальный: смерть товарища, с…

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment