fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Поём стоя

«Суббота акафиста (также Похвала Пресвятой Богородицы) – название праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста (служится, обычно, в пятницу вечером). В этот день святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов…»

То эпидемии, то землетрясения, то авары, то персы, то арабы, то славяне, то еще напасть какая… Интересно, каким был бы византийский обряд, если бы с Константинополем ничего не случалось?
Некие дополнительные пикантные нотки в этом риторическом вопросе появляются сегодня – когда существование Константинополя (города и Церкви) для многих под вопросом. Как судьба Ветхого Рима была предрешена сразу после появления Нового Рима и раздела империи и логически столетиями тянулась к 1054 году, так и судьба Нового Рима сталась предрешенной сразу с появлением Рима Третьего. Каждый последующий Рим непременно желает расправиться с предыдущим этакий метафизический Фрейд получается. Почему? Да потому, что большая часть эмпирического Церкви существует там, «где почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» (Мк.10:42), и пока, вопреки слову Господа, между нами это именно так...

Константинополь духовно не довольствовался званием Второго Рима. Он, как мне кажется, претендовал на роль, аналогичную роли Иерусалима у евреев: типа, «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!» (Пс. 121:6) - это видно даже по богослужебным текстам. Царьград хотел быть Вторым Иерусалимом  - тем, чем Рим не мог быть даже на третьем месте. Если, конечно, не считать Иерусалим Римом №0... Напомню, что от Первого Иерусалима, как и от Первого Рима, к тому времени остались лишь аналоги «турок и Фанара». А тот, кто даже просто политически откалывался от Рима (во всех его актуальных историчесих версиях), рано или поздно оказывался и вне Экумены Церкви.
Каюсь, я большой грешник: даже чтение по диагонали про эти игры престолов у меня всегда провоцировало приступы уныния и мизантропии. В общем изучение истории Церкви в канве истории понтификатов мне казалось каким-то богохульством, а учебники по истории Церкви - пособиями по атеизму. А в частности меня лично судьба Константинополя никогда не интересовала больше судьбы Александрии, Антиохии, Минска и тем более Бобруйска сейчас в этом признаться не надо много смелости. Кстати, в самом словосочетании «история Церкви» (где слово «Церковь» с большой буквы) есть что-то противоестественное - как в словосочетании «анатомия ангелов» или «психология трамваев»...
Но Константинополь пожинает то, что сеял...

Тем не менее, формально мы восприняли не только веру и обряды греков. Мы восприняли еще и их государственную идеологию (в региональной кастомизации, последний релиз которой датирован феодальной эпохой): византоцентричную перспективу видения исторических процессов, а вместе с этим - ее фатальные гены с включенным таймером. Передать и воспринять веру без «примесей» политики и культуры оказалось невозможным. Да и не пытался особо никто – не до мелочей было… Даже наоборот: с формированием Московского царства и идеологии Третьего Рима политическое (культурное – в незначительной степени) в воспринятом становится едва ли не доминирующим над всем остальным.


Вера? Только в самом-самом конце XV в. на Руси (не берем в расчет земли ВКЛ) спохватились, что у них нет нормальной Библии…  Тогда свт. Геннадий Новгородский организовал поиск отдельных книг Священного Писания по монастырям и соборам. «Эй, не завалялось ли у кого чего?». И то, если бы не эти проклятые жидовствующие…
Богословие? Первое высшее духовное заведение на Руси появляется в 1687 году (Славяно-греко-латинская академия) - и то, если бы не влияние Запада...
С тех и пошли одни беды: то от жыдоффъ, то от Запада. То ли дело когда-то!

Tags: логотея, политика, разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments