fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Видя веру их

Вот: воскресный день и день памяти св. Григория Паламы. Мне стало интересно, а существует ли толкование этого святителя на евангельское зачало этого воскресения?
Таки да, оно, оказывается, имеет место быть, и я вам сейчас расскажу о нем…

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). Один из моих любимых стихов! Очень многие проповедники (и аз многогрешный среди них ) в своих толкованиях делают акцент на том, что чудо исцеления произошло по вере друзей парализованного.
Например, у паралитика у Овчей купели друзей не было (Ин. 5:1-16), а у этого – аж четыре! Если у твоего близкого неисцелимая беда, то, возможно, потому, что некому взяться с четвертой стороны одра его болезни и принести его к ногам Иисуса. Или потому, что ты, вместе с иными тремя, не можешь справиться с поиском нетривиального решения и никак не возьмешь верх над неблагоприятными обстоятельствами, отделяющими нас и наших опекаемых от Господа. Короче, у тебя нет веры, поэтому у твоих друзей все так плохо…

Но в любом случае, процитированный стих, как мне кажется, звучит крайне обнадеживающе: у нас ведь у каждого найдутся знакомые «паралитики» (в прямом или переносном смысле), у которых имеется проблема с верой – о них, как кажется, также небесперспективно верить и надеяться.



Но святитель Григорий пишет следующее: «Быть может, тебе представляется, что все это было проявлением веры со стороны принесших расслабленного, и, удовлетворившись их верою, Господь затем даровал здравие расслабленному. Но мне мыслится, что дело обстоит иначе. Действительно, исцеляя отрока начальника синагоги, Господь не требовал от этого отрока веры, как ни от дочери хананеянки или дочери Иаира (Мф. 15, Мк. 5); но, ведь, первая была мертвой, в то время как вторая дочь хананеянки безумной, а отрок начальника синагоги и не находился да этом месте. Поэтому от них Господь и не мог ожидать наличие веры, и для их спасения довлела вера их близких. Но сей расслабленный тут присутствовал и был господином своего разума, хотя телом и был расслабленный (паралитик). Посему мне представляется, что именно больше на основании его благой надежды и его веры, пустила корни вера и у принесших его и ободрила их придти…».

Получается наоборот: да, по вере других Бог может творить чудеса, но в этой истории четыре друга сами благодаря именно  вере паралитика обретают веру собственную, которую Господь и «увидел» - т.е., принял ее в заботе о больном.

Нужно признать не только небессмысленность молитвы за других, но и некоторую ее ограниченность. Вера одного человека не может полноценно заменить веру человека другого -- как минимум, в некоторых случаях. Если есть хоть маленькие искорки веры, то из них всегда можно раздуть пламя до небес, а если нет - то дуть бесполезно. Только пеплом себе запорошишь глаза.
Сами идите за Христом в первую очередь - вон, даже при аварии в самолете нужно сначала самому воспользоваться кислородной маской, и только потом помогать другим... И предоставьте мертвым погребать своих мертвецов...

Одним словом, паралитик был тем, ради кого его друзьям хотелось что-то делать и «что-то верить»: куда-то идти, пробиваться и рисковать… А мы…К нам друзья даже на наши дни рождения не приходят…

Tags: воскресное, логотея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments