fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Если кто-нибудь увидит

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе» (1 Кор.8:8 – 9:2).

Апостольское зачало Мясопустного воскресения в своем прямом смысле повествует нам об отношении апостола Павла к извечной еврейской проблеме «есть или не есть?» - к так называемому кашруту.
Апостол считает кашрут, как и весь Моисеев Закон в целом, ничтожным. Во Христе это все уже не нужно, поскольку уже выполнило свою роль «детовождения ко Христу». Из Писания нам известно, что Павел обличал даже самого Петра за то, что тот чересчур придерживался иудейских обычаев. Мы не знаем, насколько Петр согласился с аргументами своего обличителя, но в своем послании он оставит такое о нём замечание: «В посланиях брата нашего Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают» (2Пет.3:16).

Некоторые фрагменты из Писания, в том числе и прочитанный, повествуют нам об имеющемся недоверии к Павлу в некоторых кругах: его считали самозванцем и еретиком – мало того, что он в прошлом был гонителем христиан, и на руках его была кровь некоторых из них, так он еще и посягал на фундаментальные основы иудаизма, к коим относится и кашрут (вместе с миквой, обрезанием, субботой и прочим).

Однако, как в целом Ветхий Закон был прообразом Нового, так и кашрут в частности был прообразом христианского поста (как обрезание – Крещения, миква – Крещения и Покаяния, а суббота - воскресенья и пр.). Именно поэтому Церковь приводит соответствующие рассуждения апостола в подготовительное воскресение к Великому посту: в теме еврейского воздержания от определённой пищи имеется прямая аналогия нашего воздержания от определенной пищи во время святой Четыредесятницы.
Но о какой аналогии и в каком свойстве идет речь?



Из слов апостола не следует, что наше отношние к посту должно быть таким же, как у евреев к кашруту. Напротив, вроде бы, он прямо говорит, о том, что пища нас не приближает и не удаляет от Бога (т.е., по сути не имеет отношние к religare). Если и нужно соблюдать кашрут, то только для того, чтобы не оттолкнуть от Церкви начинающих христиан. А в чем соблазн, собственно? Апостол отвечает: некоторые могут подумать, что раз дозволено есть все, то значит дозволено есть и со всеми – в смысле принимать идоложертвенное (ритуальную пищу других религий), т.е., участвовать в культе иных богов. Это запрещено! Ну и от себя добавим, что соблазн заключался и в том, что гастрономическая неразборчивость могла разочаровать тех христиан из евреев, что еще не окрепли в вере и оставили для себя среди важных нормы пищевого поведения своего народа.

«Ибо если кто-нибудь увидит», то нельзя – тут понятно. А если НЕ увидит?..

Апостол, по-видимому, был просто истощен неизводимой кулинарно-обрядовой озабоченностью своей паствы и в конце концов сдается: «Всё, ладно! Не буду есть мяса вообще и вовек!» Но почему так категорично и максималистично? А потому что относительно любого мяса еврей склонен сомневаться в его кошерности и всякий раз должен тщательно себя убеждать, что оно именно таково, перед тем, как его съесть. Павел просто понимает, что это вечная тема для подозрений и обвинений и потому принимает радикальное решение.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (8ст.) И вот еще из другого послания: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». (Рим.14:1-4)
Легко подумать, что относительно необходимости соблюдать пост верно что-то одно из двух. Первое: ешь или не ешь, что хочешь и не парься. Если ты слаб, и пост тебе помогает - ешь свои овощи, и не дури голову ни себе, ни другим.
Второе: поститься нужно и обязательно, для того, чтобы никого не соблазнить. И, разумеется, нельзя самому соблазняться пишевым поведением других – каким бы оно ни было...

Но, перед тем как выбирать между указанными альтернативами, добавим немного перца: 69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Т.е., первое однозначно отпадает. Видимо, верно второе, но не полностью: поститься обязательно, и притом под угрозой отлучения! Получается все, как у евреев с кашрутом – под страхом «карет» (כָּרֵת, буквально «срез»; в переносном смысле «истребление», в сравнительном – отлучение и изгнание).
Интересно, правило, наказывая таким образом за несоблюдение Великого Поста, карает за привнесенный соблазн, или за что-то другое? В понимании Правила аналогия с кашрутом есть, но она немного не такая, как у апостола Павла, и выглядит как некий откат до иудаизма версии эпохи Второго Храма. Значит ли это, что мнение апостола Павла не прижилось в реальности нашей жизни? Или это значит то, что у нас не прижилось 69 Апостольское Правило? Вопрос не только риторический. Не спешите с ответом!

Tags: Библия, воскресное, логотея, праздничное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои дворы

    Я уже около 30 лет не был в Могилеве – в городе, в котором я рос до 14 лет. Повод вновь побывать там выдался печальный: смерть товарища, с…

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments