fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Как такое возможно?

В одной из последних своих записей я косвенно затронул тему Страшного суда, сравнив Отца из притчи о Блудном сыне, пытающегося уговорить старшего своего отпрыска вернуться домой, с Иисусом Христом. В этом нет ничего необычного – все проповедники так делают. Однако не все пытаются выстраивать аналогии в подобном ключе: Христос не судит, а оправдывает и, более того, Сам оправдывается перед судом своего чада и с неизвестным результатом уговаривает его вернуться в уготованное ему наследие… Судя по фидбэкам, сказанное заслуживает того, чтобы немного развить свою мысль. Итак.

Любовь Бога к человеку превыше справедливости – в том числе и в том смысле, в котором высшая математика «превыше» математики школьной: она сложнее для объяснения и понимания. Бог может прощать и притом так, что это прощение реально не входит в противоречие с другими свойствами Его Природы (влючая справедливость). Бог может прощать – и не иначе как потому, что это следует из Его всемогущества, о котором, замечу, все наши мысли противоречивы, поскольку в своей конечности прилагаются к бесконечному. Мы можем думать о Боге и Его свойствах только противоречиво, в том числе и потому, что Бог «неантропоразмерен».

В раю может не оказаться тех, о ком мы были на сто процентов уверены, что они будут там. И в раю могут оказаться те, кого мы ну никак не ожидали там увидеть. А потому Бог может простить Чикатило (как настоящего, так и условного - не говорите Богу, что Ему делать). При таком раскладе, конечно же, не могут не пострадать наши прежние понятия о справедливости, но ведь и никто не обещал их сохранности, и даже наоброт: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). Но главное, Бог обещает, что наши... – да, именно наши (ваши, твои), не будем думать про других, ибо еще больше запутаемся  –  наши интересы не пострадают: «Ты всегда со мною, и все мое твое».
Помните, как пророк Исайя говорит об этом заветном часе, нет? А я напомню: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6). КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО? Я не знаю – потому и не могу прощать, как Он. И вы не можете – куда нам, инвалидам, прощать Чикатило? Но Бог всемогущ – Он может. Может Он также понять и то, что у нас появляется множество вопросов. Но, собственно, от нас и не требуется понимания всего – просто.тупо.придите.и.наследуйте.уготованное.вам! Это всё! Разделите Вечный Пир с теми, кого нашел Господь – это Его Дом, Его Праздник и Ему решать, кого звать…

Простите Бога! Теперь уже наша любовь к Богу должна оказаться превыше нашего понимания справедливости (да и всего остального) – если бы Бог делал ставку на понимание, то Его заповеди больше бы касались интеллектуальной сферы, а не нравственной. Не нравится, не любится? Идите подыщите себе что-нибудь подходящее в другом месте. Спросите у Младшего сына - он знает туда дорогу, в ад.

В качестве десерта я для вас приберег еще один интересный пассаж из произведений св. Максима Исповедника. Вот он.

  • «Как же понять в смысле Божественной справедливости слова Евангелия: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22), а в другом месте: «Я не сужу никого» (Ин. 8:15). Смотрите, будучи Богом, ни Сын – ни Отец вообще никого никогда судить не будут. Почему? Просто потому, что даже человек, по своей справедливости, судит людей, но не животных! Так вот, Отец отдал суд Сыну не потому, что Сын является тоже Богом, а именно потому, что Он стал – человеком.То есть в каком смысле Сын будет судить всех? Очень просто: Он будет рассуждать – сравнивать Свою человеческую жизнь с нашей… В этом же смысле будет судить Его слово, то есть учение, которое Он подтвердил делами, согласно написанному: «Что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1)».

Конец цитаты.

А что Он делал и чему Он учил от начала? Правильно: любить, прощать, призывать и принимать. Мне вспомнился еще один стих из Первого послания к Коринфянам – по-моему, он в тему. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1Кор.6:2). Вот сядут на 12 престолах (см.: Мф 19:28), возьмут в руки Его слово, и Его учение... и-и-и-и-и...


Пьетро Каваллини. Страшный суд. Фреска. 1293. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере

Только вот учтите, что святые бывают разными. Бывают такие, как пророк Моисей и Серафим Саровский. А бывают, такие как пророк Илия, который собственноручно мог покрошить в капусту 450 жрецов Ваала и проследить, чтобы никто не ушел, и Иосиф Волоцкий, который призывал вешать да жечь еретиков и заодно тех, кто находился с ними в общении, дабы не оставалось поросли, и покаянию их не верить, потому что все равно обманут… Спросим еще раз: КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО? И ответим еще раз точно также: а вот так! Не понимаете? Это нормально, не переживайте.

Так что, друзья, Страшный суд на самом деле обещает быть страшным. Ни при каких обстоятельствах не сомневайтесь и не отрицайте Страшного суда и вечности уготованных в аду мучений. Это вполне реальная перспектива!

Конечно, вряд ли обо всем этом и тем более таким образом стоит говорить на проповеди в Неделю о Страшном суде, но… так сказать, для создания покаянного настроения кому-нибудь да сгодится.

Tags: воскресное, логотея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments