fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Слова на земле


Вот мы все пишем, пишем… А сам Христос, как известно, не оставил после Себя никаких письменных произведений. Ну, Он написал пару-тройку слов, да и то – на земле… Что это за слова? В самом деле, сохранилась ли о них память, или их так и затоптали в разборках с непутёвой тёткой?



Большинство толкователей считает, что совершенно невозможно установить значение написанного, но некоторые иного мнения, хотя и их свидетельства технически выглядят лишь как предположение. Примеры!

Из Письма №50 св. Амвросия Медиоланского: «Что же Он чертил, если не богодухновенные слова пророка Иеремии об Иехонии: Земля, земля, запиши этих мужей отвергнутыми?» (ср.: "Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. "Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой" (Иерем.17:13)». И потом добавляет: «Когда иудеи требуют наказания, их имена записываются на земле. Когда обращаются с просьбой христиане, не на земле, а на небе записываются имена верных».

Блаженный Иероним в Беседах против пелагиан: «Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле — очевидно, грехи тех, кто обвинял и всех смертных, согласно написанному у пророка: «Оставившие же Тебя пусть будут записаны на земле» — это тоже свободный пересказ Иер. 17:13. По замечанию еп. Кассиана, параллельная форма ст. 8 прибавляет к ἔγραφεν εἰς τὴν γῆν («писал по земле») — ἑνὸς τὰς ἑκάστου αμάρτἰας («грехи каждого»), свидетельство о чем сохранилось и у Иеронима.

А теперь представьте себе ситуацию: группка законников-искусителей, испуганная женщина, толпа зевак, и Христос, который, отвернувшись, отвлеченно что-то пишет пальцем на земле. В определенный момент все постепенно замечают игнор Христа, шум понемногу спадает — народ начинает интересоваться! «А чё там такое происходит, а? Он там пишет, что ли? А что?». Обвинители, раздраженно и с нетерпением начинают заглядывать Ему через плечо и замечать написанными свои имена, а напротив их – указания на грехи... Это же не только воззвание к совести, но и угроза реального публичного разоблачения!
«Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних»… То ли Господь начал выводить на чистую воду сначала старших, то ли старшие просто оказались сообразительнее и первыми почуяли кто раскаяние, кто опасность…
Некоторые художественные полотна хорошо передают динамику начала отступления законников.


"Christ and the Woman Taken in Adultery" Nicolas Poussin, 1653 (Museum: Department of Paintings of the Louvre)

Кстати, я не удивлюсь, если выяснится, что у кого из судей была интрижка с этой женщиной. Или один из свидетелей (а то и два сразу) были ее любовниками… Ненависть как к соблазненным, так и к соблазнившим – это же так обычно, так по-православному {подсказка: это черная ирония}

Святитель Филарет (Гумилевский) в своем комментарии демонстрирует знание мнений Амвросия и Иеронима, но делает свое предположение: «У евангелиста не видно, изображал ли Спаситель какие-либо определенные слова, или только делал черты; видно только, что хотел Он показать, что обвиняющие другого с нечистой совестью не стоят того, чтобы говорить с ними, и что они должны прежде всего обратить внимание свое на самих себя, должны подумать о себе, кто и каковы они?». Почему нет? Каляки-маляки типа тех, что вы рисуете на бумажках, когда разговариваете по телефону или сидите на родительском собрании. Рисунок был сам по себе не информативен, но мог передавать какую-то эмоцию, например, раздражение, или, наоборот, невозмутимость – в зависимости от характера черт. Сам факт, что Христос не смотрит на провокаторов, а просто сидит и рисует, уже информативен. И не так важно, что было нарисовано: рваные резкие линии, или слоники с цветочками.

Меня умилил Гроций, который полагал, что Христом было начертано непременно какое-то глубокомысленное изречение. Типа, а что здесь такого? Мол, у всех мудрецов только так и принято: писать на земле, когда они о чем-то напряженно думают. Ага, и потому они и мудрецы, что все, что они пишут на земле, глубокомысленно. Но, если без шуток, то истории действительно известно о существовании подобных техник концентрации мысли. Кто знает!

В поисках окончательного ответа нужно искать различные рукописи и альтернативные литературные источники… И здесь я рад сообщить вам, что мы приблизились к актуализации следующей проблемы в понимании истории с прелюбодейкой. Оказывается, этот любимый всеми евангельский сюжет… изначально не принадлежит автору Евангелия от Иоанна – с большой-пребольшой вероятностью.

Об этом следующая наша заметка.

Tags: Библия, логотея
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment